Примерное время чтения: 4 минуты
228

Почему МАП не стал ФАКом

В ОДНОЙ телерекламе про хозяйку, умудрившуюся законсервировать сто банок с "правильным" маслом, звучал веселый лозунг: "Уткины от зависти крякнут!" Только этого ролика москвичам больше не увидеть: он был снят из эфира после жалобы реальной гражданки Уткиной. Ее ребенка с "крякающей" фамилией задразнили в школе, и мама справедливо вопрошала: "Ну почему Уткины? Почему не Ивановы? Не Петровы? Не Сидоровы?" Похоже, всем теперь стоит задуматься, прежде чем вольно использовать слова русского языка.

ГЛАВНЫЙ документ в делах "о чести и достоинстве русского языка" - заключение экспертов-лингвистов, которые компетентно скажут: то, что прозвучало (было написано), - оскорбление, сквернословие, клевета, могут ли эти слова опорочить деловую репутацию. С какими "словесными" проблемами чаще всего сталкиваются москвичи?

Закон с двойным дном

"НАПРИМЕР, часто люди обращаются к экспертам с просьбой помочь понять текст закона, - рассказывает Оксана Грунченко, кандидат филологических наук, сотрудник Института русского языка им. Виноградова. - Казалось бы, это дело юриста. Но и без помощи лингвиста не обойтись. Так, в текстах законов (например, Налогового кодекса РФ) много таких формулировок: "... имеют право делать мужчины, женщины и девушки, не состоящие в браке". Непонятно, к кому относится оборот "не состоящие в браке". То ли к мужчинам, то ли к женщинам и девушкам, то ли только к девушкам, то ли ко всем, вместе взятым. Иногда лингвистическая безграмотность законодателей приводит к судебным тяжбам. К сожалению, никаких специальных постановлений, обязывающих власти проверять свои законы на неоднозначность, у нас нет".

Отдельная проблема - оскорбление. Лингвисты шутят: "Муж, который подал на жену в суд за то, что она назвала его "козлом", и есть... козел". Для бытовой и публичной речи существуют разные нормы. Если прилюдно сказать про депутата или чиновника: "Он - бандит" - это 100%-ное оскорбление. Хотя такими фразами пестрят политические дебаты. На самом деле нецивилизованные высказывания оскорбляют не только тех, к кому они обращены, но и нас - людей, которые вынуждены все это слушать. Кстати, "обзывательства", которые прежде считались очень обидными, сегодня могут оказаться чуть ли не комплиментом. Например, раньше слово "мент" было таким же оскорбительным, как "мусор". Но сейчас противоречием не будет даже выражение "мент-герой".

Российскими законами запрещено сквернословить в общественных местах. Но, к сожалению, осудить человека за это сложно. Не существует ни одного академического словаря мата (есть "Словарь русской заветной идиоматики" Василия Буя, но в строгом смысле он толковым словарем не является), поэтому любое высказывание насчет слова как "скверного" будет только личным мнением. Но общая тенденция такова: сегодня люди младшего поколения относятся к сквернословию более толерантно.

Название без названия

ОТДЕЛЬНАЯ забота экспертов-лингвистов - анализ товарных знаков и названий, который выполняется по просьбам организаций. Например, в Институт русского языка им. Виноградова поступал запрос по поводу аббревиатуры "ГИБДД". Лингвисты пришли к выводу, что для дорожной инспекции имя очень неудачное. Часть слова "гиб" у русских неизбежно ассоциируется с гибелью. Но почему-то инспекция доброго совета не послушалась. И даже хорошим поводом для смены названия - реорганизацией - не воспользовалась: слухи о переименовании ГИБДД в Департамент организации безопасности дорожного движения (ДОБДД) не подтвердились. Зато МАП очень разумно не переименовали, например, в ФАК (Федеральный антимонопольный комитет). Теперь названия этой службы звучит как команда для собаки - ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

А с этикетками просто беда. На столичный рынок выходила вода под название "Blue water", то есть "Блу вота". Вы бы захотели попить водички с таким названием? Транскрипция японских слов предлагает двойное прочтение: "суси" и "суши", "Мицубиси" и "Мицубиши". Но об этих вариациях лучше не говорить компании "Доширак". Лозунги (даже те, которые уже вышли "в народ") часто не очень удачные. Например, такая реклама: "Наш мясокомбинат отказался от использования генно-модифицированных продуктов". Вдумайтесь: из этого утверждения следует, что раньше в их колбасе ГМП было хоть отбавляй.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно