Я ВСЕГДА был доволен своей фамилией. Не совсем безликая (как в том анекдоте: "Иванов-Петров-Сидоров! Вы что, братья?" - "Нет, однофамильцы!"), но и без особого экстремизма: "Ваш сын мне сказал, что его фамилия Штирлиц!" - "Да это... Стесняется он... Борманы мы..." А вот моему однокласснику не повезло, и считали так не только все мы - тридцать его соучеников, обладающих тупым чувством юмора и жестоких, как жестоки все дети. Точно так же считал проклинающий свою судьбу, родителей и русский язык несчастный Толя Поносов.
ВООБЩЕ же носители смешных, или, если угодно, дурацких, фамилий мне встречались нечасто. Ну разве что по мелочи - однокурсница Кривогуз, сосед по общежитию Горемычкин или еще один сосед, имеющий красивое отчество - Адольфович... Впрочем, только до поры...
Военком Галабурда
ПОРА наступила как-то сразу и внезапно. И, как у нас водится, сверху. Общий тон задал Черномырдин - "Храни Россию от пожара, от Черной мырды и Гайдара". Потом как прорвало - депутат МГД Лобок, депутат ГД Похмелкин, министр Бодунков. Вокруг меня загадочным образом тоже стали появляться люди с "некругленькими", как бы выразился Гоголь, фамилиями. Недавно на концерте в одном клубе моей группе выстроили удивительно паршивый звук, и я, не сдержавшись, громко попросил "убрать этого чуделя на букву эм со звукорежиссерского пульта". "Чудель" отреагировал неадекватно. То есть совсем. Парень заполыхал ушами, с досадой отбросил пульт и убежал в направлении бара. Владелец же подошел к сцене: "Что ж ты, а? Как это в чем дело? Че, не знаешь, что ли? Мудель его фамилия. Ну да, Дима Мудель... Короче, иди мирись, а то ты у меня больше не играешь".
"Да-а-а, а ты прикинь, если б тебе так, - жаловался Дима спустя четверть часа и пару пива. - Я уже забыл, как меня зовут, все Мудель и Мудель. Это вообще караул, чуть ли не с детского сада... Черт, я ведь, не поверишь, хотел в военное училище пойти, но в военкомате как фамилию увидели, так угорали чуть не полчаса... А у самого военкома фамилия, между прочим, - Галабурда! Но все-таки неприятно - каждому ведь не вкрутишь, что Мудель - не заслуженное прозвище, а фамилия, я ведь не виноват! Не, достало, конечно, но менять не буду. Я по Инету списался со своими однофамильцами - штук 20 в Москве! А потом к нам еще один Бляблин подвалил, трое просто Блябля и еще один Бляткин. Он все жаловался: мол, все чиновники ржут, а ему приходится объяснять, что фамилия пишется только через "Т" и никак иначе... А сейчас уже замутили такой свой спецфорум для товарищей по несчастью. Ну, там много всяких... Володька Косяк, например, или, там, Люба Половая. Хочешь, приходи, мы в одном рассаднике оф-лайн собираемся по субботам".
"Рассадник" оказался приличным кафе под названием "Кафе", а люди, сидящие в крайнем правом углу, вовсе не походили на обиженных судьбой и русским языком. Впрочем, когда Дима меня представил, ребята слегка надулись. Пришлось, искупая свою неподходящую фамилию, проставиться пивом, и беседа пошла. "Нет, куда ни придешь, везде остроумы, острословы, - та самая Любовь по фамилии Половая зло задавила окурок. - И главное - если б что новое придумали, а то все одно и то же: "Как жизнь, Половая?" "А если тебя менты тормозят, - вклеился Володя Косяк, - вообще атас! Обшмонают всего и еще издеваются!" "Да ладно, у тебя еще ничего, - потянулся за стопочкой Валера Толчков. - А у меня вон вообще, как у Муделя, - с самого детского сада прозвище Сортир Сортирыч!"
Пушкин? Ха-ха!
"Я ВСЕ-ТАКИ не употреблял бы термин "смешные фамилии" или тем более "неблагозвучные", - говорит директор исследовательского центра при Обществе любителей русской словесности "История фамилии" Владимир Максимов. - Наверное, лучше будет что-то вроде "странно звучащие". Здесь надо учитывать, что у подавляющей части наших соотечественников фамилии появились только после отмены крепостного права - до тех пор у крестьян, составлявших чуть ли не 90% населения страны, потребности в фамилиях не было вовсе. Семейные прозвища, восходящие к родоначальнику, - да, безусловно, но бытовали они только в конкретной семье. И вот когда потребность в фамилиях появилась, они-то и стали основами фамилий. Но это древние, диалектные, ныне уже совсем забытые основы. Именно поэтому они иногда кажутся нам смешными".
Выясняются забавные вещи. Неприличные и смешные фамилии Блябля и Бляблин имеют в своей основе слово, которое переводится с архаичного украинского как "оплеуха". "Физиологический" Поносов может считать своим семейным прозвищем "Понос", то есть всего-навсего попутный ветер или даже свадебный подарок. А уж "алкогольные" фамилии вроде Похмелкин или Бодунков - своего рода обереги. Мол, назовешь сына Похмелом, значит, от пьянства убережешь - наподобие прививки от оспы. То же самое, кстати, касается и многочисленных Дураковых, Болвановых и Тупых. Что же касается Черномырдина, то это не более чем Смуглолицев, Смуглянов - прозвище среди донского, скажем, казачества, совсем не редкое.
"Но веселее всего то, что иные громкие фамилии в свое время были не менее смешными и даже оскорбительными для своих носителей, - продолжает Максимов. - Вот, скажем, Пушкин. Фамилия древняя, почтенная, однако к артиллерии не имеет никакого отношения. А вот к пушным зверям - да. Более того, если верить источникам, то один из родоначальников Пушкиных имел прозвище Мархиня-Пушкин. Смешной кому-то сегодня Толчков к унитазам никакого отношения не имеет. Основа этой фамилии - толк, толковый, разумный".
Да. Вот так вот - с ног на голову и обратно. Даже немного обидно, что моя нейтральная фамилия не участвует в таких головокружительных кульбитах. Впрочем, надо будет поговорить по этому поводу с коллегой Димой Поцелуевым...
Кстати. За 7 месяцев этого года в Москве 3627 чел. решились на перемену имен и фамилий. Например, Шамиль Жафьярович стал Александром Жафаровичем, Аделя Ярулловна превратилась в Алису Юрьевну. Некто Сайнадулин и вовсе заделался Сан-Педро Лопесом. А почему Сруль Иудович Израилев решил разом поменять ФИО, и объяснять не надо. Интересные получаются варианты, когда при регистрации брака супруги "складывают" свои фамилии в двойную. "Недавно, - рассказывает директор Черемушкинского ЗАГСа Ирина Плетнева, - мы зарегистрировали семью Дьявольских-Чертовских и Шайку-Лейку".
Смотрите также: