Примерное время чтения: 3 минуты
128

Третьяковская галерея. Иерусалим небесный и земной

ПОСЛЕДНИМ проектом Третьяковской галереи в уходящем году стала выставка "Святая Земля в русском искусстве" (образы Палестины и библейского предания в иконах, картинах и рисунках, а также паломнической и художественной литературе), открывшаяся в залах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке. Кроме нескольких музеев России и Российской государственной библиотеки в подготовке размашистого проекта приняла участие и Русская православная церковь: помогла материально, отпечатала на своем предприятии "Софрино" дородный альбом-каталог, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выставку благословил и самолично открыл. Но вернисаж поспел аккурат к католическому Рождеству, что, мягко говоря, нестандартно с точки зрения православного благолепия. Однако сама экспозиция нестандартна, а для консервативной Третьяковки - просто предел концептуального новаторства.

Основная часть выставки выстроена по "географическому" принципу: произведения искусства иллюстрируют евангельские события, случившиеся в том или ином месте Палестины - от Вифлеема и Назарета до "Святого града Иерусалима" (этот раздел, по понятным причинам, наиболее объемен). И в качестве иллюстраций к истории жизни и смерти Христа устроители уравняли в правах древнерусские иконы и светскую живопись XIX века. Так что, например, в "водном" отсеке экспозиции икона "Крещение" XVI века окружена картинами с изображениями реки Иордан, в которой крестился Иисус, и самого Иисуса, проповедующего на Генисаретском озере. А картины эти написаны братьями Никанором и Григорием Чернецовыми в 1850-х гг., после их поездки в Палестину. Подобный диалог экспонатов сквозь века и жанры - обычная вещь для больших аналитических проектов западных музеев, экстравагантностью подхода приманивающих туристов. Но у нас, да еще на официозной "рождественской" выставке, такое смотрится экстремизмом.

Впрочем, выставка "Святая Земля в русском искусстве" хоть и помпезна, но не официозна. Это вдумчивый, интеллектуальный проект, интересный не только детишкам, постигающим основы Библии, или богомольным старушкам, желающим "поглядеть" на Иисуса Христа, но даже специалистам (залогом чему - поминавшийся каталог с учеными статьями и академическими аннотациями к каждому экспонату). И главный сюжет выставки - соотношение реального и легендарного, географии и богословия.

Как в старых иконах, писанных строго по канону и обращенных к горным высотам, отразились земные реалии Палестины (ведь к XVII веку были и свидетельства паломников, посещавших Иерусалим, и западные видовые гравюры, сделанные с рисунков с мест, - и то и другое, оказывается, было ведомо иконописцам)? Как живописцы-реалисты XIX века, многие из которых уже побывали на Святой Земле, боролись с искусом географического натурализма, создавая одухотворенные полотна на библейские темы? Как вообще уживаются в искусстве, церковном и светском, древний Иерусалим как точка на карте и "Иерусалим Небесный", Святой град, доступный лишь в "ландшафтах воображения"?

И эти неразрешимые вопросы поднимаются выставкой на обширнейшем материале, в котором нет принципиальной разницы между иконой, лубочной картинкой или картинами Иванова, Поленова, Перова и Ге, как нет ни эллина, ни иудея в Царствии Небесном.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно