Примерное время чтения: 4 минуты
89

Рука руку страхует

БОЛЕЕ полутора лет в России действует закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Весь 2004 год гаишники штрафовали тех, кто не купил полис ОСАГО, а порой даже отгоняли их машины на штрафстоянки.

В КАРМАНАХ страховщиков, "оборотней со свистком", и в закромах родины (в виде налогов со страховых компаний и штрафов, ушедших в бюджет) осели десятки миллиардов рублей. Когда закон принимался, нам объясняли, что теперь все водители будут чувствовать себя защищенными, криминал на дорогах исчезнет. Но почему-то столько времени прошло, а автолюбители до сих пор не рады. Страховщики, получая миллионные прибыли, стараются не отдавать ни копейки. Деньги или не выдают совсем, или выплачивают крайне неохотно.

"Многие автолюбители, попавшие в ДТП, сталкивались с грубыми нарушениями со стороны автостраховщиков, - рассказывает депутат Госдумы, глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Это и затягивание выплат - под различными предлогами деньги не перечисляют много месяцев. И полный отказ что-либо платить - к примеру, свое нежелание расставаться с деньгами страховые компании объясняют просрочкой обращения после аварии, хотя по закону это не является уважительной причиной. Существует даже широко используемая схема подобной махинации: попавший в аварию автолюбитель звонит в свою страховую, где ему говорят, что данные об аварии приняты к сведению и человек может не спешить. А когда он приходит с заявлением, страховщики уверяют, что никакой звонок у них не зафиксирован". Глобальные размеры приняли и занижения размеров причиненного ущерба. Страховые компании вступают в сговор с фирмами, проводящими экспертизу. В результате оценщики значительно уменьшают суммы повреждений, а рассматривать калькуляцию, сделанную независимой экспертизой, автостраховщики отказываются. Нередко выплаты производятся из расчета стоимости не новых, а изношенных запчастей. И никого не волнует, где хозяин иномарки будет доставать такие детали и какая мастерская согласится с ними работать. Весьма сложно также получить со многих страховых компаний компенсацию за ущерб здоровью и на лечение после ДТП. Максимум, на что могут рассчитывать потерпевшие, - это компенсация зарплаты за время отсутствия на работе.

Не снижая тарифы на обязательное автострахование, правительство нарушает закон.

БУДУЧИ депутатом Госдумы, Виктор Похмелкин предлагает воспитывать автостраховщиков санкциями. Например, штрафовать за все эти безобразия и страховую компанию (400-500 МРОТ), и должностное лицо (40-50 МРОТ), виновное в нарушениях. Если этот закон будет принят, наказывать страховые компании будет Федеральная служба страхового надзора. Однако сами страховщики уверяют, что новый нормативный акт не имеет смысла. Вот как это объяснил директор по правовым вопросам Российского союза автостраховщиков Олег Пилипец: "Я не отрицаю, что нарушения имеют место. Но для решения спорных ситуаций есть суд. Гражданский кодекс (ГК) достаточно четко описывает ответственность за неисполнение договора страхования. Страхователи, если они не согласны с действиями страховщиков, вправе обратиться к служителям Фемиды. Если там их претензии удовлетворят, страховая компания не только выплатит деньги, но компенсирует пени за отсрочку".

Согласно скупым данным статистики, за прошедший год российскими автостраховщиками было заключено 26,2 млн. договоров ОСАГО, собрано 49,3 млрд. руб. страховой премии и выплачено страхового возмещения 18,5 млрд. руб. Однако, по мнению некоторых специалистов страхового бизнеса, данные о прибыли могут быть значительно занижены. Для этого страховые компании не сообщают точную информацию о количестве проданных полисов. Об этом косвенно свидетельствует и отсутствие ОБЩЕЙ БАЗЫ ДАННЫХ СТРАХОВЩИКОВ, где были бы указаны все владельцы полисов ОСАГО. При этом, как разъяснил Виктор Похмелкин, в законе об ОСАГО прямо указано, что выплаты по страховым случаям не должны быть менее 80% (77% непосредственно на выплаты и 3% в резервный фонд) от суммы полученных от продажи полисов денег: "Правительство, не снижая тарифы на автогражданку, нарушает закон. Безусловно, сказывается сильнейшее влияние страхового лобби и в правительстве, и в Госдуме. Это видно даже невооруженным глазом: комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, который ведет этот закон, возглавляет бывший председатель "Росгосстраха" Владислав Резник, а его заместителем является нынешний президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. В таких условиях никакая поправка не пройдет". А значит, мы снова будем платить неизвестно за что.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно