Недавно в столице прошел чемпионат мира по фигурному катанию. Событие для города совсем не рядовое. Но зал в "Лужниках" зиял пустыми местами.
ВЗЯТЬ другой популярный вид спорта - футбол. Матчи чемпионата России в многомиллионной Москве проходят на стадионах, заполненных в лучшем случае на треть. На последнюю домашнюю игру "Спартака" собралось всего 10 тыс. болельщиков. Остальные 72 тыс. кресел в "Лужниках" остались пустыми. На стадионе "Динамо" 45 тыс. мест, а зрителей приходит по 3-4 тыс., не больше. На игры волейбольного клуба "Динамо" (где, между прочим, выступает лучший игрок Европы Екатерина Гамова) зрителей заманивают игрой оркестра и выступлением гимнасток. И все равно места в спортзале традиционно заполняют курсантами.
Перед матчем "Локомотив" - "Терек" фанаты, не успевшие купить билеты накануне, растерянно толпились возле касс. Недорогие места за северными воротами вообще были сняты с продажи. А в другие сектора предлагались не дешевле, чем за 500 руб. Люди разворачивались и уходили смотреть футбол по телевизору. Говорят, в систему продажи билетов нередко вмешиваются силовики. Понятно, легче соблюсти порядок на стадионе, если там будет мало народу. Но чаще проблемы с билетами возникают благодаря спекуляции. Так произошло и с чемпионатом мира по фигурному катанию. Желающие не могли найти билеты в кассе, зато в несколько раз дороже их предлагали спекулянты у входа.
Обеспечим порядок на пустом стадионе и доходы... спекулянтам?
ОРГАНИЗАТОРЫ спортивных мероприятий используют множество каналов распространения билетов, но кассы самого стадиона - на последнем месте. "На чемпионат по фигурному катанию организаторы нам передали только те билеты, что не продали сами, - рассказывает начальник отдела олимпийского комплекса "Лужники" Дина Беляева. - Люди приезжали к кассам "Лужников" и узнавали, что билеты есть только на тренировки или утренние программы. И по цене 900 руб., причем на дальние угловые сектора. "Центр" нам вообще не предоставили. А за приемлемые для большинства 300 руб. предлагалось только посещение тренировки в 6 часов утра. Конечно, это давит на психику. Второй раз человек к нам не поедет. На посещаемость соревнований сильно влияет ценовая политика. Организаторы не понимают, что нельзя так завышать цены. Но то, что зал пустой, для них не важно".
Высокие цены на билеты - одна из причин, отпугивающих от похода на массовые спортивные зрелища. Кого-то пугает мысль о преодолении нескольких кордонов с милицейским досмотром, других - соседство буйных фанатов. Третьих - неудобство самих сооружений. Не везде можно пойти с семьей, а сидеть в холод на пластиковых сиденьях согласятся разве что самые отмороженные болельщики. Многие москвичи объясняют свое нежелание появляться на трибунах качеством предлагаемого зрелища. "Какие-то клубы делают на матчи бесплатный вход, пусть и себе в убыток, - говорит Дина Беляева. - Но если продолжать неважно играть, то людей калачом не заманишь на трибуны".
Если мы не умеем сделать из спортивного соревнования зрелище, а на заведомо зрелищное мероприятие продать достойно билеты, тогда зачем строить в Москве новые стадионы "ЦСКА" и "Спартак" на 50 тыс. мест каждый? Кто туда будет ходить?