Примерное время чтения: 5 минут
110

Рублевку травят газом

Сенсационные исследования провели ученые Института физики атмосферы РАН. Оказывается, состав воздуха, которым дышат москвичи, не соответствует официальным данным.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ мегаполиса - это не столько пыль, сажа или вонючий сероводород. Куда вреднее не ощущаемые нами токсичные органические соединения и аэрозоль. Даже в малых концентрациях они опасны для человека и живой природы. Некоторые станции контроля загрязнения воздуха регистрируют "органику" (к примеру, бензол, толуол, фенол), но не регистрируют те вещества, которые образуются как результат химических реакций выбросов. Таких реакций в воздухе над мегаполисом происходят сотни, но аппаратура не "настроена" на них. В итоге в атмосфере появляются новые вещества, более токсичные, чем исходные выбросы.

Мегаполис стал хуже проветриваться

"И ЭТОТ огромный химический реактор зимой и летом накрыт "колпаком", который не позволяет вредным соединениям рассеиваться, смешиваться с верхними, более свежими слоями воздуха, - говорит зав. отделом Института физики атмосферы Николай Еланский. - Нам удалось выяснить, что главной причиной существования "колпака" являются ТЭЦ: выбрасывая горячий воздух на высоту 150-200 м, они не дают подняться загрязнениям приземного слоя. Над городом постоянно висит "шапка". К тому же в последние годы загрязнения легче накапливаются. Москва хуже проветривается: по непонятным причинам ослабла скорость ветра (с 3,5 до 2,5 м/с за 50 лет), зато увеличилась высотная застройка".

"Химический реактор" работает тем интенсивнее, чем выше температура воздуха, больше солнечная освещенность и меньше осадков. По данным метеорологов, за последние 100 лет среднегодовая температура в российской столице выросла на 2,3°, продолжительность солнечного сияния за 20 лет увеличилась на 17%, а вот влажность воздуха в летние месяцы снизилась на 4%. В ясную, солнечную и безветренную погоду аэрозоли и прочие вредные вещества могут подолгу висеть на высоте одного-двух метров от земли, не рассеиваясь.

Более всего загрязняет воздух автотранспорт. В Москве на его долю приходится 900 тыс. тонн вредных выбросов из общего объема в 1 млн. 85 тонн. То есть 83%! Сейчас горожане пересаживаются на иномарки. Так, в первом квартале 2005 г. иностранных авто впервые было продано больше, чем отечественных. Иномарки выбрасывают меньше угарного газа (СО), чем "Жигули" и "Москвичи". Казалось бы, отрадный факт. Так-то оно так, но есть один нюанс.

Иномарки нас не спасут

"СО СМЕНОЙ автопарка в городе меняется и состав выбросов. Иномарки рассчитаны на высокую температуру сжигания, у них другие масла и присадки, - поясняет Николай Еланский. - Выделяющиеся вещества более химически активны, но они быстро разрушаются в атмосфере, вступая в реакции. Тот же угарный газ разрушается медленно, а окислы азота и органические соединения - быстро. Если бы Москва стояла на берегу моря или в месте, где дуют сильные ветра, выбросы относило бы в сторону, химические реакции происходили бы в шлейфе. А так все процессы идут в той же самой "шапке", в приземном слое. "Органика", окислы азота мгновенно реагируют, генерируя, например, токсичные соединения, которые относятся к пестицидам".

Но куда опаснее озон, сильнейший окислитель. Повреждаются бронхи, высушиваются голосовые связки. Достаточно один час подышать воздухом, где концентрация озона достигает критического уровня, и в легких начинаются необратимые изменения, приводящие к хроническим заболеваниям. А ведь за последние годы бывали такие дни, когда люди дышали озоном в течение 5 часов. Наибольшая его концентрация отмечалась в западном и юго-западном секторах Москвы. Насыщенные озоном воздушные массы сносило на Минское и Рублевское (!) шоссе.

Почему же именно юго-запад? Ветра над столицей дуют, как правило, в восточном и юго-восточном направлениях, унося загрязнения в наименее престижные районы. И роза ветров осталась прежней, но зато увеличилось число дней, когда воздух медленно двигается на юго-запад. Таких дней мало (около 30 в году), но именно они приводят к экстремальной ситуации: над городом стоит антициклон, "химический реактор" работает интенсивно, и все токсичные соединения перемещаются в сторону Одинцовского района Подмосковья. И ни за какими 6-метровыми заборами от этой отравы укрыться невозможно. "Обычно озон генерируется в июне - июле, но теперь уже в мае были дни, когда его концентрация достигала критического значения. Думаю, с учетом метеопрогнозов на нынешнее лето, число экстремальных дней только возрастет", - предупреждает Еланский.

А ведь помимо ТЭЦ, автотранспорта, многочисленных АЗС (они тоже интенсивно испаряют "органику") столица полна другими загрязнителями атмосферы. Взять новые растворители, лаки и краски. Если раньше их делали на натуральной основе, то теперь в их составе полно активных органических соединений. Быстро испаряясь, они вносят свою лепту в московский воздух. А моющие и чистящие средства, которые так разнообразят наш быт? Узнать цену всем этим "продуктам цивилизации" мы сможем, увы, только через несколько лет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно