Москва, конечно, не Питер, но и у нас есть аж 150 мостов. Причем многие из них, так же как и монументы, относятся к разряду памятников.
ОДНИ соединяют берега Москвы-реки. Они широкие, многолюдные, "толстокожие" и - внешне суровые. Другие расположились на Яузе. Они камерные, незаметные. Другие, хоть и изысканно-чопорные, но спрятались на территории усадеб и часто стоят прямо на земле, ничего ни с чем не соединяя. А есть еще один... Но о нем - "на сладкое".
ОКОЛОКРЕМЛЕВСКИЙ Большой Каменный (фото 1) знаменит тем, что чаще других менял названия. Оно и понятно: ему уже более трех веков. Как рассказала доцент МИИТа Татьяна Скрябина (один из авторов книги о столичных мостах), он назывался и Каменным, и Всехсвятским, и Берсеневским, и Николаевским. Для его строительства в 1643 г. из Страсбурга вызвали мастера-плотника, однако вскоре иностранец скончался, и пришлось строительство заморозить почти на 40 лет. Но зато после открытия его залепили на радостях торговыми лавками да питейными заведениями. Понятно, что для разбойников и нищих мост стал пристанищем на долгие годы. Через Большой Каменный ежегодно совершался крестный ход из Успенского собора в Донской монастырь, по нему вели на казнь Степана Разина. Но постепенно камни от суровых морозов потрескались, и мост пришлось разобрать. Его возвели вновь в 1859 г. с тремя металлическими арочными пролетами. Однако в 1921 г. опять возникла необходимость реконструкции. Проезжая часть оказалась недостаточно широкой. Первый конкурс не выявил ни одного удачного проекта, а во втором победителями стали инженер Н. Я. Калмыков с архитекторами В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейхом и М. А. Минкусом, которые предложили "перекинуть" через Москву-реку лишь один пролет.
БЕЛОСНЕЖНЫЙ Ростокинский акведук (фото 2) был построен в XVIII в. по указу Екатерины II для подачи ключевой воды из Мытищ в Москву. Потребовалось около 25 лет и больше 1 млн. руб. Поэтому в народе его прозвали "миллионным". Сегодня это памятник архитектуры, который охраняется государством, причем в основном от скалолазов, которые используют здешние стены для тренировок. В прошлом году акведуку исполнилось 200 лет. К этой дате его полностью отреставрировали.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ Бородинский мост (фото 3) возведен в память о победе в Отечественной войне 1812 г. В 1865 г., когда принималось решение о строительстве, объявленный конкурс ни к чему не привел. В итоге проект составил предприниматель Аманд Струве. Строители столкнулись с серьезными трудностями. В частности, забивку свай и постройку фундаментов затруднял высокий уровень воды в Москве-реке. Пришлось даже спускать воду с помощью Краснохолмской плотины. Что касается металлоконструкций, то часть заказывали в Англии, а в основном их делали на Коломенском механическом заводе. Мост построили быстро, всего за 9,5 мес., однако в дальнейшем он неоднократно подвергался реконструкции. Последний раз - в 1999 г., когда заменили все пролетные строения, но старые опоры сохранили. (Кстати, до 1979 г. по Бородинскому мосту ходили трамваи.)
А ВОТ по Большому мосту в усадьбе "Царицыно" (фото 4) не ездят машины и не ходят толпы зевак. Возможно, именно поэтому ему удалось сохранить прекрасный внешний вид. Он был построен в конце XVIII в. архитектором В. И. Баженовым (за исключением парапета, который автор сделать не успел). Мост перекинут через овраг. Стрельчатые и полукруглые арки обрамлены валиками и лучами, а также пучками тонких колонн, ромбами, розеттами, квадратами с перекрещенными мечами.
И НАКОНЕЦ, Кузнецкий мост (фото 5) можно отнести к разряду "несуществующих", ведь формально в наши дни он является обыкновенной улицей. Хотя на этом месте реально был каменный мост. В 1757 г. он высоким горбом поднимался над рекой Неглинкой. Еще в конце XVIII в. Неглинку хотели обратить в открытый городской канал с прудом на Трубной площади, а у Кузнецкого моста проектировался водоем с водопадами и статуей Екатерины. Но мечты и планы завершились заточением реки в подземную трубу, а Кузнецкий так и остался мостом.
Смотрите также: