Она поет романсы. И джаз. Красивая женщина. Красивый голос.
НИКИТА Богословский сказал о ней так: "На фоне наших эстрадных "звезд", "легенд" и прочей блатной попсы она выглядит королевой - недоступной и одинокой. Мне нравится Шацкая. Я поймал себя на этом. Ее музыка любви ранила меня, что, ей-богу, о-очень трудно сделать..." 11 октября в Международном Доме музыки зрители увидят невиданной красоты "Изумруд" - концерт Нины ШАЦКОЙ.
- Нина Шацкая - так ведь зовут не только вас, но и вдову Леонида Филатова. Скажите, ваши имя и фамилия...
- Ой! Катастрофа! Я никогда не думала, что нас начнут путать, мы работаем в абсолютно разных жанрах. Но оказалось, что сейчас Нина играет в оперетте Журбина Аркадину и... поет там. Теперь уже полная путаница и неразбериха. Не знаю, что делать! Но актриса сама нашла способ: она теперь подписывается Нина Шацкая-Филатова. Я ей так за это признательна! Смешно, но на самом деле я по документам Нинель. (Хотя и в семье, и в школе меня всегда звали Ниной). Родилась 22 апреля, и родители (настоящие коммунисты, как и все в то время) назвали меня Нинель - Ленин наоборот. Мой отец, у которого был свой джазовый оркестр в Рыбинске, всегда говорил: имя должно звучать на сцене. Нинель Шацкая - звучит! Но, когда я выросла и начала петь, мне только ленивый не сказал: "Слушай, зачем тебе этот дурацкий псевдоним? Какой декаданс! Вычурно! Пошлятина!" Могу твердо сказать: с переменой имени действительно меняется жизнь. С тех пор, как я окончательно и бесповоротно стала Ниной, в моем характере меньше вычурности и манерности. И на сцене я совсем иначе стала себя вести. Больше менять в имени ничего не буду, а то последствия могут быть непредсказуемыми (смеется).
- С вашим роскошным и чувственным голосом вы бы, спев пару-тройку "муси-пуси", могли зарабатывать баснословные гонорары.
- Я записала в Америке свой единственный попсовый проект. И поняла - не мое... Хотя обожаю танцевать и до сих пор хожу на дискотеки. Но в жизни бывают состояния, когда взрослому человеку надо подумать. Попереживать... Как раз в эти моменты хочется петь романсы... И слушать их. То же я могу сказать и о джазе. Да, моя профессия не позволяет мне на сегодняшний день роскошествовать. Но я пою то, что ХОЧУ. Это вообще немыслимо в современном шоу-бизнесе. Сталкиваюсь иногда на сборных концертах с девочками-солистками известных поп-групп. И вижу, насколько они изнурены длительным "чесом" по городам. Не могут выбирать репертуар и то, куда им ехать или не ехать на гастроли... Глядя на них, понимаю, что за все надо платить. За пристрастие к некоммерческим жанрам плачу отсутствием глобальной популярности.
Мое кредо - я пою вживую. Это жесткое правило. Не умею петь под фонограмму и не хочу учиться. Это особый труд. Научиться попадать в свою фонограмму - долгая работа.
- Концерт, который 11 октября пройдет в Доме музыки, чем он будет отличаться от всех ваших предыдущих выступлений?
- Свои концерты всегда начинала с романсов, а заканчивала джазом. И мои поклонники разделились на два "лагеря". Одни считают, что мне надо петь только романсы, другие - что только джаз. И я пыталась всем угодить. Но сейчас понимаю, что у меня своя публика - уж в Москве точно. И захотела сделать концерт, состоящий только из романсов. Очень люблю театральный зал Дома музыки, где будет проходить концерт. Он такой сказочный - как и романс "Изумруд". Аскетичная темная сцена, рояль и певица... Одновременно выйдет и новый диск романсов "Изумруд".
Когда пою, то не пытаюсь людей "встряхнуть": ну посмотрите на меня, ну послушайте. Просто рассказываешь какую-то историю, а слушатель в этот момент вспоминает что-то свое. Своим пением ты помогаешь ему что-то вспомнить - очень важное для него...
- Один наш известный шоу-продюсер сказал, что никогда бы не взялся за раскрутку исполнительницы романсов. Потому что романс - это декаданс, нудно, слезы на глазах, бокал вина... А вы - против течения?
- (Смеется.) Ну, это смотря как петь романсы. Никому не нужны страдания. Никогда не забуду урока, который мне случайно преподал Александр Абдулов. Когда только приехала в Москву, записывала в студии "Ленкома" мой любимый романс "Изумруд". Мимоходом туда заглянул Абдулов и бросил фразу: "Что ты поешь про изумруд, как будто это огромный булыжник?" Я это запомнила на всю жизнь. Нельзя всерьез петь слова романса. Поешь немножко с иронией. Не с сатирой, а именно с иронией. "Да, было, надо же, какой я была, так плакала, так голову теряла... Как все-таки хорошо было!" И тогда люди на концертах не "умирают". У них не драма и не трагедия в душе, а светлая грусть...