В конце XVII в. хорошим тоном среди российской элиты считалось презирать "толстозадую боярскую" Москву. "Птенцы гнезда Петрова" изощрялись в издевательствах по поводу древней столицы. И только один "птенец", шотландский инородец, любил наш город по-настоящему.
ДЖЕЙМС Уильям, а по-русски Яков Вилимович Брюс, - личность в высшей степени загадочная. Неясно даже, когда и где он родился. Иные называют 1669 г. и Псков. Московские же патриоты называют Немецкую слободу и 1670 г. Но как бы ни было обидно, скорее всего, правы псковичи - именно в этом городе годом раньше родился старший брат Якова Роман, а в 1680-м умер их отец, генерал-майор Уильям. К 14 годам младшенький Брюс, уже свободно говорящий на трех европейских языках и освоивший математику, астрономию и начала фортификации, перебирается вместе с семьей в Москву. А еще 2 года спустя записывается вместе с братом в потешные войска нецарствующего царя Петра. И у отпрысков королевского (см. справку) и царского родов началось нормальное для тех времен отрочество - пальба из долбленых деревянных пушек гнилой капустой и пареной репой, задирание подолов дворовым девкам и неслабое пьянство. Забавно, но служба в потешном полку не помешала семнадцатилетнему Якову Брюсу принять участие в Крымских походах недоброжелателя Петра "князя Васьки Голицына", фаворита царевны Софьи. Оба похода окончились бесславно, зато Брюс заслужил звание поручика.
Андроиды ХVIII века
ДАЛЬШЕ у Якова пошло все гладко и весело. Тем, кто рисует Брюса этаким замкнутым нелюдимом, стоит вспомнить его постоянное участие во "Всепьянейшем и всешутейшем соборе" Петра, где шотландец неоднократно пивал "Кубок Большого Орла" - 1,5 л чистой водки. Его пьяные выкрутасы отразились даже в переписке Петра с правителем Москвы князем-кесарем Ромодановским: "Яков Брюс раны свои показывал и говорил, что будто бы от тебя они. Зверь! Перестань знатца с Ивашкою Хмельницким (спиртным), быть от него роже драной..." И следом ответ Ромодановского: "Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся, нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня!"
Несмотря на постоянные загулы, к 30 годам Яков уже генерал-фельдцейхмейстер и командует всей русской артиллерией. Да и на дипломатическом поприще он умудрился очень ловко надуть оппонентов - Ништадтский мир закрепил за Россией почти всю ту Прибалтику, которую мы сейчас потеряли. Кроме того, Брюс был отличным картографом, механиком, неплохим геологом и одним из лучших астрономов своего времени... Словом, его можно было бы назвать московским Леонардо, но в народной памяти он утвердился как русский Фауст.
Сухареву башню москвичи обходили стороной. Там дислоцировались стрельцы полковника Лаврентия Сухарева, отморозки похлеще нынешнего стройбата, - по вечернему времени редко кто уходил от них небитым и неограбленным. Но спустя меньше чем 10 лет москвичей до икоты пугали уже не стрельцы, а "Брюс-колдун", обосновавшийся там вместе с Навигацкой школой. Свечной торговец, суеверный купчишка Алексей Морозов как-то видел, что "из окон вылетали железные птицы". Любопытство, как говорится, сгубило кошку, и Морозов отправился глазеть на чудо и в следующую ночь, прихватив с собой домочадцев. Около полуночи в башне раздались ужасные стенания, а следом вылетели "три железные дракона, пыхающие с заду огнем, с человечьими головами". Морозов бежал от Сухаревки без памяти, чуть не лишившись дара речи. Пугали москвичей и Брюсовы "слуги железные, что могут говорить, ходить, однако души не имеют". Самое интересное в том, что москвичи боялись не того, что действительно было загадочным и страшным. Подумаешь - "слуги железные". Примитивных андроидов с часовым механизмом в Европе тогда не мастерил только ленивый. Да и моделями летательных аппаратов со времен Леонардо баловались многие механики. Так что, скорее всего, и модели летали, и "роботы" ходили - все это может быть чистой правдой. А как насчет заседаний в Навигацкой школе некоего тайного "Нептунова общества", в которое входили и Брюс, и Петр, и Меншиков? Еще неизвестно, что это было за общество. Кое-кто утверждает, что банальная масонская ложа шотландского образца. Более продвинутые настаивают на наследии древнего, некогда влиятельнейшего и кое в чем жуткого ордена тамплиеров, членом которого Брюс являлся по праву рождения. А тогдашние чиновники, не разбиравшиеся в европейских тайных орденах, без затей называли Брюса еретиком и безбожником.
Призрак Сухаревой башни
НЕ МЕНЕЕ загадочна история с наследием "русского Фауста". Всю свою библиотеку Брюс отдал в Академию наук, но многие конспирологи полагали, что главную чародейскую книгу, "Черную", он замуровал то ли в подвалах Сухаревой башни, то ли в неких подземных ходах. Караул у нее держали до самого 1924 г., и рационалисты того времени посмеивались над "колдовством и мракобесием", утверждая, что никаких подземных ходов там быть не может. Но в 1925 г., когда в особняке Брюса на 1-й Мещанской проводили исследования члены общества "Старая Москва", там был обнаружен подземный ход из белого камня, ведущий аккурат к Сухаревой башне. А в подвалах самой башни при сносе нашли целых 5 ходов, ведущих в разных направлениях. А дальше уже вступают в ход байки. То, что чертежи брюсовских летательных аппаратов похитили немцы и сделали на их основе "мессершмиты" и "юнкерсы", - это еще цветочки. Нашли якобы даже саму "Черную книгу", дающую власть над людьми и бесами. Тайно вызвали всесильного чекиста - по слухам, то ли масона, то ли розенкрейцера - Якова Агранова. Но ему в руки она не далась. И тогда башню взорвали. Говорят также, что при взрыве присутствовал Лазарь Каганович, который будто бы видел, как в толпе проявился длинный худой старик в камзоле и парике, погрозил ему пальцем и исчез...
НАША СПРАВКА. Предком Якова Брюса является король Ирландии с 1316 г. Эдвард Брюс. Родным братом Эдварда был Роберт I Брюс, король Шотландии, знакомый многим по фильму "Храброе сердце".