Большой театр закрылся на реконструкцию 3 месяца назад. По плану, он начнет работать чуть больше чем через два года. Это если денег хватит. Услышав сумму, необходимую на реконструкцию, даже президент посоветовал "культурным" чиновникам быть скромнее.
НА ДНЯХ наконец была принята федеральная целевая программа "Культура России" на ближайшие 5 лет. Ее стоимость - 54 млрд. руб. Из них 15 млрд. руб. пойдут как раз на Большой театр. Кто внимательно следил за заседаниями правительства, на которых обсуждались подобные программы и их бюджеты, мог заметить, что больше всего нападок и нареканий со стороны председателя правительства и министров финансов и экономразвития вызывали предложения главы культурного ведомства. Известно, что освоение бюджетных денег будет курировать замминистра культуры Дмитрий Амунц. На одном из заседаний правительства глава Минфина якобы высказал опасение, что 54 млрд. руб. будет распоряжаться человек с удивительной кредитной историей. И сколько от этих средств достанется культуре России - остается только гадать.
Кстати, пока бюджет реконструкции Большого театра еще не утвержден окончательно. Но, по слухам, на последних заседаниях, где обсуждался этот вопрос, появился В. Столповских, который контролирует фирму "Мерката Трейдинг" (он проходил по нескольким уголовным делам в России и Швейцарии, самое громкое из которых - дело "Мабетекс" о реконструкции Кремля). Если кто обратил внимание, г-н Амунц был вице-президентом группы компаний "Мабетекс" и ушел из нее сразу после того, как швейцарцами было заведено уголовное дело. Впрочем, сам замминистра культуры отрицает какую-либо связь между собой и появлением "Мерката Трейдинг" в числе претендентов на реконструкцию Большого театра.
На то наверняка есть веские основания. Недавно итальянская прокуратура выдала ордера на арест девяти россиян, среди которых дочь П. Бородина Е. Силецкая и гражданин США русского происхождения В. Бондаренко, который по совместительству является советником нынешнего министра культуры А. Соколова и в прошлом деловым партнером Д. Амунца. Впрочем, к культуре этот господин имеет лишь отдаленное отношение - он владеет редкой коллекцией русских икон. В свое время, по его собственным словам, он "занимался организацией финансирования для компании "Мерката Трейдинг" ее заказа по реконструкции Большого Кремлевского дворца. Привлек деньги от швейцарского банка UBS, а затем получил свои комиссионные", - заявил он газете "Взгляд". Теперь же итальянская прокуратура, как пишут "Новые известия", снова обвиняет В. Бондаренко в числе других в отмывании многомиллионных взяток, полученных за контракты на реставрацию Кремля.
Известно, что обвинения по делу "Мабетекс" были сняты швейцарской стороной со всех ее участников. Но его отголоски еще долго будут всплывать то тут, то там. Печально, что среди упоминаемых имен те лица, которые снова допущены к бюджетным деньгам, и немалым. Безусловно, реконструкцией Большого театра и других зданий должны заниматься не писатели и руководители театров, а профессионалы. Только хотелось бы, чтобы они имели такую репутацию, что сомнений в том, что деньги попадут по назначению, не возникало бы ни у кого.
Из досье "Независимой газеты"
Д. М. Амунц родился 8 июня 1962 г. в г. Железнодорожный Московской обл. В 1984 г. окончил факультет экономической кибернетики Плехановского института. Руководил отраслевыми проектами в группе МЕНАТЕП и консорциуме "Альфа-групп". С 1994 по 1997 г. - начальник департамента компании "Роспром", затем - председатель ФПГ "Российский текстиль". В 1997-1998 гг. - глава компании "Альфа-Цемент" и торгового дома "Никитин". С 1998 по 1999 г. - вице-президент группы компаний "Мабетекс". В 2000-2001 гг. - заместитель генерального директора ОАО "Аэрофлот". В 2001-2004 гг. - председатель Инвестиционного комитета Союза России и Белоруссии. С марта 2004 г. - советник министра культуры и массовых коммуникаций, с мая - директор Финансово-экономического департамента Минкульта. 9 октября 2004 г. назначен заместителем министра культуры.