Не понимаю, с какой стати в Нижнем Новгороде поставили копию нашего памятника Минину и Пожарскому? Неужели нельзя было придумать что-то свое, оригинальное?
Н. Г а л а к т и о н о в
СВОЕ оригинальное в Нижнем уже давно есть. И, между прочим, работы тех же мастеров, авторов московского памятника Минину и Пожарскому - скульптора Ивана Мартоса и архитектора Авраама Мельникова. Это обелиск с барельефами князя Пожарского и гражданина Минина, установленный в Нижегородском кремле. А в 1943 г. на главной площади Нижнего появился еще один памятник - работы москвича Олега Комова - бетонная фигура Минина с вытянутой к городу рукой. Памятник, правда, оказался косым и нелепым - вытянутая рука Минина была чуть ли не в полтора раза длиннее другой. В 90-е его заменили бронзовым Мининым, стоящим в позе оперного певца.
Затея же с дарением Нижнему Новгороду копии памятника Мартоса - классический результат невежества и мифологизации истории. С давних пор существует легенда о том, что памятник Минину и Пожарскому, стоящий на Красной площади, первоначально предполагали установить именно в Нижнем. И вот тут начинается совсем невероятное. Кое-кто говорит, что на более престижном московском расположении памятника настаивали одновременно Иван Мартос и император Александр I. Иные же нижегородские патриоты настроены строго антимосковски и твердо уверены, что памятник у них перекупили москвичи-толстосумы, которые уже тогда "жрали в три горла". И те и другие считают, что жители Первопрестольной их жестоко надули. А как же? Объявили всенародный сбор средств на памятник. Деньги собрали. Почти 2/3 суммы пожертвовали нижегородцы, а памятник почему-то стоит в Москве!
На самом деле эта антимосковская байка исторически никак не подтверждается. В апреле 1811 г. Кабинет министров принял решение установить сразу два памятника - один в Москве, другой в Нижнем. И поскольку основные события и развязка похода ополчения произошли все-таки в Москве, богатую и импозантную скульптурную группу решили разместить именно там. А в Нижнем поставить обелиск. Война с Наполеоном помешала осуществить эти планы в срок. Московский памятник поставили в 1818 г., нижегородский - 10 лет спустя. Деньги же собирали на оба памятника сразу - проект был один, и считаться, кто вложил больше, а кто меньше, некрасиво.
Нынешние московские власти, оказавшись в плену красивой легенды и, видимо, испытывая комплекс столичного жителя, решили "восстановить историческую справедливость" и подарили Нижнему копию московского памятника. И это решение вышло не менее бестолковым, чем старая байка. Во-первых, нижегородскую копию работы Зураба Церетели почему-то упорно называют авторской. Это выглядит так же абсурдно, как "авторская копия "Войны и мира", выполненная Дарьей Донцовой", - известно, что авторскую копию может сделать только автор оригинала. Известно также и то, что копирование обесценивает оригинал, а повторное копирование обесценивает копировальщика. В результате получается, что надуманная обида нижегородцев меньше не стала: "Кинули с барского плеча какую-то копию". А москвичи теперь вынуждены мириться с обесцениванием памятника, который, кстати, является одним из символов столицы наряду с Кремлем и собором Василия Блаженного.