Примерное время чтения: 5 минут
248

Совершенно не здоров

Диагноз "совершенно здоров" в медицинской карте горожанина - уже несуществующая формулировка.

СТАТИСТИКА столичного Комплекса социальной сферы свидетельствует, что у московских школьников часто встречаются болезни внутренних органов, психические расстройства, наркотическая зависимость, ожирение и алкоголизм. Чем старше становятся дети, тем больше у них болячек. Подростки в возрасте до 14 лет болеют в среднем 2 раза в год. В результате 30% молодых людей призывного возраста не могут нести службу по состоянию здоровья.

Здоровье взрослых со временем, естественно, тоже не улучшается. Но контролировать их состояние невозможно: далеко не каждый житель столицы (в особенности мужчины) проходит диспансеризацию. В поликлинику просто так не сходишь, там гигантские очереди (а сначала ещё за талончиком нужно пробиться). Ранняя диагностика заболеваний на низком уровне (люди идут в больницу, когда им уже совсем плохо). О профилактике и говорить нечего. Многие окончательно забросили спорт после того, как посещение большинства залов, стадионов стало платным.

Ставить градусники выгоднее, чем делать операции

СЕЙЧАС федеральное правительство озаботилось тем, чтобы улучшить качество здравоохранения на всех уровнях. В первую очередь, конечно, вкладывая в него деньги, которых всё равно недостаточно. Выделяемые средства не соответствуют требованиям Всемирной организации здравоохранения, по которым на здоровье должно тратиться 5% валового внутреннего продукта страны. "Финансирование недостаточно по всем направлениям, в улучшении нуждаются все отрасли (в том числе гинекология, педиатрия, лечение социальных болезней, скорая помощь), - комментирует Александр Чухраёв, первый зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья. - Сейчас действуют федеральные программы по лечению и предупреждению артериальной гипертонии, по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, по противодействию заболеваниям социального характера (например, туберкулёза) и др. В этом году стартует национальный проект "Здоровье", в рамках которого за 2 года на здравоохранение будет потрачено 150 млрд. руб. Средства напрямую переведут на муниципальный уровень".

И как всё это выглядит на местах? В первую очередь зарплату повысили врачам-терапевтам и их медсёстрам. Врачей-специалистов (кардиологов, невропатологов, эндокринологов, педиатров и других) обидела такая несправедливость. Те, кто ставит градусники и смотрит горло, получают значительно больше (разница составляет до 10 тыс. руб.), чем профессионалы с более узкой квалификацией, лечащие серьёзные и сложные болезни. Поэтому врачи уходят в частные клиники. То же самое и с медсёстрами: в лаборатории, где с утра до ночи нужно брать анализы, в больнице, где нужно постоянно возиться с больными, платят значительно меньше, чем за кабинетную работу (рецепты выписывать). Поэтому медсёстры уходят из лабораторий к терапевтам - в Москве уже наметилась такая тенденция.

Покупка новой и современной аппаратуры - дело хорошее. Но часто оно превращается в фарс. Вы обращали внимание, что в некоторых поликлиниках вдоль стен стоят зачехлённые приборы? Порой покупается аппаратура, которая на самом деле никому не нужна (поступившие из бюджета деньги нужно быстро реализовать, поэтому сделка всё равно совершается). Или купленным прибором никто не умеет пользоваться.

Для сирых и убогих?

САМИ программы, как федеральные, так и московские, по здравоохранению - отдельная проблема. С одной стороны, они вчерашние. В европейских странах, например Финляндии и Германии, уже есть национальные программы по борьбе с лишним весом. У нас же, хотя почти треть населения и страдает от этой проблемы, об этом и не задумываются. С другой стороны, на Западе в реализации программ значительную роль играют производители лекарств и медицинской аппаратуры, которым выгодно, постоянно сотрудничая с государством, продвигать и свой товар. У нас подобные акции ("Измерим давление! Приходите на Пушкинскую площадь", "Проверим сахар в крови! Собирайтесь у станции метро "Беговая") разовые и краткосрочные. Фирмы проводят их в одиночку, преследуя сугубо свои коммерческие цели. А чтобы получить реальную помощь по одной из государственных программ, нужно быть либо сирым, убогим, окончательно больным, либо нищим. Редкое специально разрабатываемое направление здравоохранения касается среднего, обычного горожанина.

И ещё - программы, которые работают на будущее, а не на сегодняшний день, по пальцам можно пересчитать. Так что здоровее в ближайшие годы мы точно не станем. А жаль...

Кстати

В ГЕРМАНИИ действуют отряды первой медицинской помощи, состоящие из людей разных профессий, прошедших на курсах бесплатное обучение. Они патрулируют улицы или дежурят в специальных пунктах и помогают людям, получившим травму, почувствовавшим себя нехорошо. За их услуги платить не нужно. Немцы работают в подобных отрядах БЕСПЛАТНО, для собственного удовольствия.

Валерий БУБНОВ, доктор медицинских наук:

- МЕДИЦИНСКИЕ программы часто борются не с причиной, а со следствием. Например, у нас предпочитают строить больницы для лечения наркомании (хотя некоторые специалисты сомневаются, излечима ли она вообще). Правильнее было бы вложить эти деньги в создание спортзала и патриотического клуба, которые помогут не допустить появления наркоманов. Но считается, что выгоднее возвести больницу, потому что строительство потребует много денег, часть которых осядет в карманах чиновников. Что ни программа - то сплошной формализм. Недавно все предприятия обязали обновить (а там, где их не было, организовать) уголки охраны труда и оказания первой помощи. И вот повсюду поставили скелеты и навешали бесполезные жуткие плакаты, на которых изображены люди с обнажёнными мышцами (как будто знание анатомии решающее при оказании первой помощи) и "слоники" в противогазах, спасающиеся от ядерного удара. Все могут похвалить себя: задание выполнено. А люди как не знали, что делать при травмах и в опасных ситуациях, так и не знают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно