Кошмарная трагедия произошла в конце января в одном из районов Подмосковья. 13-летний подросток, играя с младшей сестрой в популярную компьютерную игру "Виселица", повесился на её же глазах.
ИГРА настолько увлекла мальчика, что он перестал отличать виртуальную реальность от действительности. Не угадав очередную букву в загаданном слове, обмотал шею шарфом, привязал его к "шведской стенке" и... повис в петле. Медики помочь не смогли. Понятно, что толкнуть подростка на нелепое самоубийство может что угодно. Та же "Виселица" известна в первую очередь как игра на бумаге, а не как компьютерная забава. Но, по мнению психологов, именно компьютерные игры чреваты развитием особой формы зависимости, которая сродни алкогольной или наркотической.
Куда смотрит ФЭС?
ПО ДАННЫМ различных исследований, около 70% современных школьников, отвечая на вопрос об увлечениях, называют компьютер. Он друг и помощник, он даёт возможность найти информацию, представиться в чате кем угодно, вести себя раскованно и эпатирующе. Но компьютерные игры - это отдельный разговор. Ведь, как выясняется, их психолого-педагогическую экспертизу у нас никто не проводит.
"Производитель сам решает, - поясняет Алексей Пастушенко, менеджер компании, издающей компьютерные игры, - делать ли ему маркировку на упаковке (например, ставить значок "18+", если там содержатся элементы эротики) или не делать. Но и это вовсе не значит, что игрушка будет продаваться там, где следует, и не попадёт в руки несовершеннолетнего".
Власти регулярно озадачиваются проблемой контроля за содержанием компьютерных игр, но инициативы сходят на нет. Вопрос до сих пор не решён на федеральном уровне, что уж говорить о региональном. Пару лет назад Минэкономразвития предложило правительству проверить индустрию компьютерных игр "на предмет их соответствия установкам толерантного сознания". Но сейчас в пресс-службе министерства об этом даже не помнят. В Минобразования приказ N 1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр" был издан еще в 2000 г. Там сказано, что их "производство и реализация... без социально-психолого-педагогического заключения не допускаются". Экспертизу возложили на Федеральный экспертный совет (ФЭС). Среди критериев, по которым игрушка должна оцениваться в ноль баллов, указали следующие: провоцирует ребенка на агрессивные действия; вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры; провоцирует игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием... Следуя этим критериям, надо запретить игры наиболее популярного жанра "экшн" (пресловутые "стрелялки"), включая знаменитую Quake, игрок смотрит на монитор глазами управляемого им персонажа, он должен быстро целиться и убивать врагов-монстров, иначе они убьют его.
Однако подобных игр на рынке - пруд пруди. Куда же смотрит ФЭС?
На плечи родителей
"ЭТОГО органа давно не существует, он исчез с реформированием министерства, - сказали нам в Минобрнауки. - Да и экспертизой компьютерных игр он не занимался, разве что книгами..."
"Никто деятельность производителей компьютерных игр не ограничивает, - говорит профессор РГГУ Георгий Виталиев. - Они-то сами от этого не страдают - страдают покупатели, которые толком не могут разобраться, что за продукт приобретают и можно ли его дарить ребёнку. Скажем, в Австралии любая компьютерная игрушка проходит экспертизу в течение 1-1,5 месяца. У нас даже при наличии экспертизы не будет никакой гарантии её объективности и неподкупности. Индустрия игр - это огромные деньги, а дилеры часто делают заказы на игрушки фривольного содержания. Я видел положительное заключение двух профессоров из Академии педнаук об одной такой игре. Можно догадаться, как оно было получено".
К тому же экспертиза не сможет охватить долю пиратской продукции на рынке (что касается компьютерных игр, то в Москве это около 10%) и уж тем более оградить юного пользователя от интернет-ресурсов, откуда он может скачивать те или иные игры. Значит, решение проблемы целиком ложится на плечи родителей. И вы должны смотреть за тем, в какие игры играет ваш ребёнок.
Алгоритм выживания
Валерий ГУЗЕЕВ, психолог:
- ЕСЛИ ваш ребёнок часами сидит за компьютером, забывая делать уроки и ни с кем не общаясь, - это тревожный знак. Покажите ему, что есть масса других интересных занятий: боулинг, футбол, коньки, сноуборд, походы за грибами и т. д. Превратите любую деятельность по дому в своего рода игру, где ребёнок сможет получать вознаграждения. При этом все действия надо проговаривать вместе с ребёнком. Так вы сможете развивать его психическую деятельность, которую не в состоянии развить агрессивные компьютерные "стрелялки".