Примерное время чтения: 6 минут
104

Бренд - ещё не гарантия

В столичных магазинах полным ходом идёт продажа летних коллекций. Кто и что нам предлагает?

НАИБОЛЕЕ популярными магазинами, по мнению маркетологов, в Москве являются те, которые продают одежду класса масс-маркет (рассчитанную на массовое потребление по доступным ценам), - итальянские, испанские, французские и английские молодёжные бренды. Например, Тверская, ещё недавно бывшая сосредоточением магазинов категории "luxury", сегодня выглядит демократично - дорогущие бутики оказались практически незаметны среди витрин с доступными юбками-брюками. В масс-маркет магазинах легко одеться в соответствии с тенденциями сезона - за небольшие деньги покупатели выбирают модную европейскую одежду. Потому что чаще всего такие бренды "передирают" фасоны из новых коллекций дорогих марок - "Dior", "Armani", "D&G", "Gucci" и т. д. Модные дома показывают новые коллекции, модельеры дешёвых брендов зарисовывают фасоны, месяц уходит на создание собственных моделей по эскизам и на пошив. И к началу сезона "актуальные фасоны" появляются на столичных прилавках.

"Ёмкость российского рынка одежды оценивается в 23-25 млрд. долл., ежегодно увеличиваясь на 20-30%. В то же время объём рынка для среднего класса, по оценкам специалистов, составляет около 12-13 млрд. долл., увеличиваясь в среднем на 10-15% в год, - рассказывает Вероника Алексеева, маркетолог агентства Symbol-Marketing (Symbol Communication Group). - При этом Москва - лидер в распространении одежды, будь то для среднего класса, класса люкс или для детей. Ёмкость столичного рынка составляет около 4-5 млрд. долл. в год".

ВПРОЧЕМ, "европейцами" бренды сегмента масс-маркет считаются номинально - практически вся продаваемая в Москве одежда производится в Восточной Азии. На ярлычках испанского бренда значатся Китай, Индия, Гонконг и Македония, "итальянцы" шьются в Хорватии, Румынии, Марокко и Турции. Правда, на большинстве французских марок значится гордое "сделано во Франции". А много ли у "наших" западных магазинов общего с оригинальными прототипами за рубежом? "Большинство продукции, представленной на рынке, шьётся за рубежом или в России из тканей иностранного производства, - объясняет Вероника Алексеева. - Доля иностранного присутствия составляет порядка 80%. Отечественная продукция занимает не более 20%". Но покупатели, имеющие возможность путешествовать, замечают, что цены в этих же самых магазинах в Мадриде и Лондоне гораздо ниже, а коллекции отличаются от московских - у нас более скудные. "Коллекция, из которой российские и западные магазины выбирают товар, - одна для всех, - объяснил Андрей Григорьев, глава представительства одной из крупных итальянских текстильных компаний. - На разницу ассортимента у нас и за рубежом влияют два фактора: ограниченное пространство магазинов и запросы закупщиков. Сейчас, кстати, вкусы москвичей практически сравнялись с итальянскими, в то время как ещё несколько лет назад мы закупали вещи, чуть ли не противоположные тем, что выбирали западные представители".

Отличаются не только ассортимент и цены, но и качество. По странному стечению обстоятельств, футболка, купленная в Лондоне, носится годами, а российская растянулась через 2 месяца.

МОДНИКИ давно усвоили: если самых ходовых размеров или симпатичных фасонов нет в центре города, на окраинах они ещё остаются. Работает правило: чем труднее добраться до магазина, тем шире у него ассортимент. А вот пресловутая разница в цене - вымысел. За МКАД одежда не дешевле, чем в аналогичных магазинах в центре.

Все центральные магазины грешат маленьким количеством примерочных (очереди в кабинки на Тверской напоминают первые очереди в "Макдоналдс" на заре 90-х) и неуловимым персоналом - желая задать вопрос, ещё набегаешься за консультантом. И одна болезнь на всех: западные размеры и фасоны на наших фигурах упрямо отказываются сидеть. Во-первых, они ограничиваются 48-м или максимум 50-м, во-вторых, у всех оказываются катастрофически короткие рукава рубашек и штанины брюк. Должно быть, шьют по китайским меркам.

Но самое, пожалуй, досадное - очень часто московские магазины откровенно дурят клиентов - продают вместе с новой коллекцией остатки старой. А в ответ на удивлённое: "Эта кофточка продавалась у вас зимой и даже на распродаже висела!" - отвечают без стеснения: "Не хочешь - не покупай".

Отправляясь за покупками, стоит помнить не только о модных тенденциях, но и о том, какие права мы как покупатели имеем. Спорные вопросы разъясняет Дмитрий ЯНИН, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП):

ЕСЛИ на товаре в магазине обнаружен брак, покупатель вправе требовать у продавца скидку. Это нормальная практика, и ряд магазинов даже создаёт специальные стенды, на которых выставляются уценённые товары с браком. Но данный недостаток должен быть зафиксирован в товарном чеке, и в отношении него покупатель уже не сможет предъявить претензий.

ЕСЛИ продавец отказывается принять назад товар ненадлежащего качества и вернуть вам деньги, придётся решать дело через суд. Порой действительно неясно - не заметили вы эту дырку во время покупки или сделали её уже дома, примеряя обновку. В случае отказа покупатель должен потребовать проведения независимой экспертизы (именно она оценит, порвалось ли изделие по вине производителя, скажем, из-за использования некачественных ниток). Если её результаты не удовлетворяют, оспаривать их нужно в суде. Правда, цена экспертизы бывает сопоставима с ценой самого изделия (допустим, на экспертизу купленного за 2 тыс. руб. свитера понадобится от нескольких сотен до 3-4 тыс. руб.).

ЕСЛИ вы оплачивали покупку кредитной картой, знайте: закон никак специально не регламентирует возврат денежных средств. Они могут быть выданы наличными, а могут быть переведены на ваш счёт в течение 10 дней (о наиболее удобном способе нужно договариваться с магазином).

НЕ ВСЕ товары надлежащего качества можно вернуть в 14-дневный срок, сославшись на то, что вам не подошёл размер, фасон, цвет и конфигурация. Возврату не подлежат: нижнее бельё, чулки, носки, ювелирные украшения, предметы личной гигиены, парфюмерия, товары, которые продаются метражом (кабели, ткани, обои и др.), лекарства.

ВОЗВРАТ товара по любым причинам должен производиться именно в том магазине, в котором вы его приобрели. Если вы возвращаете товар ненадлежащего качества, то претензии можно предъявить не только продавцу, но и производителю, если он находится на доступной вам территории (Москва и область). Это важно в тех случаях, когда продавцы исчезают, закрывают магазины или переезжают.

ПРИ ВОЗВРАТЕ товаров надлежащего качества при себе нужно иметь: все чеки, все ярлычки, оригинальную упаковку и паспорт (впрочем, закон паспорта не требует, но его наличие важно для самого магазина - если он вернёт деньги человеку без документов, это повлечёт проблемы с налоговой инспекцией).

ПРИ ВОЗВРАТЕ товаров ненадлежащего качества при себе нужно иметь: чек и его копию (в спорных случаях с чеком лучше не расставаться, а предоставлять его копию - вам чек может понадобиться в суде), а также паспорт. Упаковок, бирочек и ярлыков на бракованном изделии от вас никто не вправе требовать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно