Примерное время чтения: 2 минуты
97

Застава, в ружьё!

Московское правительство собирается восстановить городские заставы. Интересно, как они выглядели и где располагались?
Н. З я б л и к о в а

ИСТОРИЯ застав начинается со времён Петра I, который построил несколько своеобразных КПП для проверки документов на радиальных дорогах, ведущих в Москву. А к 1731 г. московские купцы, торгующие спиртным, на свои средства возвели ещё несколько застав и Компанейский вал - деревянную стену, преграждавшую ввоз контрабандной водки. Правда, уже через 10 лет стена обветшала, и горожане растащили её на дрова. Но водочная проблема осталась, и правительство в 1742 г. построило земляной вал, снабжённый заставами и шлагбаумами общим числом 18. Патрулируемое военными разъездами укрепление получило имя Камер-Коллежского вала - по названию учреждения, занимающегося вопросами водочных пошлин и акцизов. В 1754 г. внутренние таможенные пошлины отменили, и к 1806 г. вал стал полицейской границей города, а на заставах отлавливали тогдашних нелегалов. Но к 1852 г., когда в Москву провели железную дорогу, надобность в заставах пропала и их сняли вместе со шлагбаумами. Само укрепление срыли 10 лет спустя и проложили по нему улицы, получившие названия валов. Старые заставы выглядели по-разному. Самой пышной была Тверская, украшенная Триумфальными воротами. Но, как правило, ограничивались парой островерхих башенок с двуглавыми орлами на шпилях, парой полосатых будок с часовыми, шлагбаумом и кордегардией (дом, где сидели смена часовых и чиновник для детального осмотра документов).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно