ИЗ ХРОНИКИ ПРОИСШЕСТВИЙ ЗА ГОД.
16 ИЮЛЯ 2005 г. неподалёку от посёлка Шувое Егорьевского района разбился спортивный самолёт Як-52. По одной из версий, пилот не справился с управлением при выполнении фигуры высшего пилотажа. Погибли 2 человека. 19 ноября в Ступинском районе разбился самолёт "Cessna-208". Воздушное судно не дотянуло до аэродрома всего 30 км. По свидетельству очевидцев, потерявший управление самолёт свалился в штопор, врезался в землю и взорвался. Находившиеся на борту 2 члена экипажа и 6 пассажиров погибли. Среди них Игорь Ольшанский (сын помощника депутата Госдумы Николая Ольшанского). 11 июня в Можайском районе при заходе на посадку разбился спортивный самолёт Як-52. Погибли два человека: лётчик-инструктор и пилот-курсант.
Лечу, куда хочу
СПИСОК трагедий, связанных с авариями частных, спортивных и малых самолётов в Подмосковье, можно продолжать. Воздушные суда так называемой малой авиации падают в столичном регионе с завидным постоянством. Причём на страницы газет попадают лишь случаи, когда погибают люди. Мелкие аварии, в которых пилоты и пассажиры получают переломы, сотрясения и прочие травмы, не только не попадают на страницы газет - о них стараются даже не заявлять в соответствующие инстанции.
"На сегодняшний день в сфере малой и сверхмалой авиации (дельтапланы, мотодельтапланы, планёры и т. д. - Прим. авт.) в Московском регионе творится настоящая вакханалия, - рассказывает генерал-полковник Юрий Соловьёв, командующий войсками Командования спецназначения (КСН, бывший Московский округ ВВС и ПВО). - У многих москвичей появилась возможность купить себе летательный аппарат - маленький вертолёт или самолёт, способный брать на борт несколько человек. Однако система получения разрешения на полёты настолько сложна, что заставляет владельцев машин летать НЕЛЕГАЛЬНО. Практически стоимость получения необходимых бумаг может сравниться со стоимостью самого самолёта. Поэтому часто действуют так: купил, сел и полетел".
По словам командующего, пилоты малой авиации в Московском регионе летают, куда хотят. При этом они частенько не только не учитывают погодные условия и не уделяют необходимого внимания обслуживанию машин, но нередко не умеют толком управлять самолётами, которые пытаются пилотировать. "Многие из этих летательных аппаратов не зарегистрированы, и поэтому их хозяева не считают нужным правильно выполнять их техническое обслуживание", - объясняет Юрий Соловьёв. Например, с одним из самолётов катастрофа произошла потому, что в его бак было залито некачественное топливо с обычной подмосковной бензоколонки. К счастью, пилоты малой авиации, которых начали называть не иначе как камикадзе, пока не отваживаются залетать на территорию столицы. Однако свидетели рассказывают, что уже было несколько случаев, когда по их вине чуть не произошли катастрофы с большими пассажирскими лайнерами, заходившими на посадку на столичные аэродромы.
Бермудский... самолёт
ПО ДАННЫМ военных, сегодня в Московском регионе поднимаются в воздух более 500 различных летательных аппаратов. Кроме этого, небо бороздят мотодельтапланы и самодельные машины, точного числа которых не знает никто. Рассказывают, что ко многим крупным бизнесменам и в большие коммерческие компании систематически обращаются люди, обещающие помочь им сравнительно недорого приобрести собственное летательное средство. Чаще всего речь идет о списанных на Западе самолётах, которые после косметического ремонта регистрируют где-нибудь на Бермудских островах или в офшорных зонах. Это помогает не только уйти от уплаты налогов (к примеру, поставив самолёт на учёт в российский авиареестр, его хозяин вынужден платить имущественный налог), но и обслуживать его не по нормам, принятым в РФ, а в соответствии с заграничными, гораздо более мягкими. По достоверным сведениям, разбившаяся 19 ноября "Cessna-208" имела "порт приписки" на острове Аруба в Карибском море и принадлежала офшорной компании.
Ненамного лучше и ситуация с российскими, а точнее, советскими самолётами. Так, знаменитый Як-52 после кап-ремонта стоит сегодня от 100 до 150 тыс. долл. Ещё способный летать, но уже не очень надёжный летательный аппарат стоит вполовину дешевле. Однако нечто с пропеллером и крыльями вам могут предложить и за 20-30 тыс. долл. Причём неспециалист не сможет отличить надёжную машину от той, что дышит на ладан и может сделать первый полёт последним.
Специалисты считают: для того чтобы привести ситуацию в порядок, необходимо принять федеральный закон о малой авиации. Этот нормативный акт должен определить правила постановки на учёт и порядок обеспечения полётов. Пока этого не случилось, в воздухе с каждым годом будет всё больше анархии, а самолёты всё чаще станут падать на наши дома.