Московские власти намерены поставить крест на "палаточном бизнесе", убрав с городских улиц все павильоны, кроме тех, что торгуют цветами, газетами, мороженым и оказывают справочные услуги.
Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков сообщил, что программа по ликвидации палаток уже разработана и на её реализацию уйдёт три года. Первый заместитель мэра Владимир Ресин хотел бы, чтобы с уличными торговцами разобрались ещё быстрее, к концу 2006 г.
Питание - показатель самоуважения
Чиновники объясняют это решение заботой об облике российской столицы и соображениями санитарной безопасности, обещая крупным сетям общепита предоставить места на новых торговых площадях, которых собираются построить 2,3 млн. м2. Насчёт облика они, конечно, погорячились. Палатки и тонары, торгующие хот-догами, можно встретить во многих европейских городах, и уличный фастфуд там вовсе не мешает туристам любоваться красотами дворцов и площадей. А по поводу антисанитарии, бесспорно, меры принимать необходимо.
А может быть, фастфуд москвичам вообще не нужен в силу какой-то особой нашей ментальности? "Чем больше город, тем меньше его жители склонны к системе традиционного питания, принятого в этой стране, - говорит психолог по проблемам питания Мария Осипова. - В мире очень много разнообразных традиций, между ними есть противоречия, поэтому нельзя сказать, какая система правильная, а какая нет. Но фастфуд вы можете встретить в любом мегаполисе, система "быстрого питания" - прямое следствие ускоренного ритма жизни. Причём, по наблюдениям социологов, её всё больше перенимают и маленькие города".
Кто же отдаёт предпочтение хот-догам, шаурме и блинчикам из палатки? Оказывается, социальный статус значения не имеет - это может быть как банкир, так и торговец с рынка. По словам Марии Осиповой, важнее другое: есть чёткая взаимосвязь между потреблением "быстрой еды" и низкой самооценкой человека: "Питание - это то время, которое мы посвящаем самим себе. Это очень важный элемент самоуважения, показатель того, как мы относимся к собственной жизни и к собственной личности. Поэтому в традиционных системах питания ценится сам процесс приготовления еды, а трапеза превращается в ритуал. Потребители же фастфуда меньше всего думают о себе. Есть ещё одно наблюдение: эти люди зачастую страдают от одиночества. Не в том смысле, что у них нет родственников и друзей, а в том, что они чувствуют себя одинокими, даже имея семью. Одиночество - одна из главных психологических проблем современного человека. Не в силах решить её, житель мегаполиса "заедает одиночество" хот-догами".
Правильно питаются 1-2% москвичей
Наконец, есть люди, которым фаст-фуд просто нравится. Производители "быстрой еды" хорошо знают, чем завлечь потребителя. Самые разнообразные соусы в обязательном порядке содержат усилители вкуса, например глюконат натрия. А к искусственному вкусу очень легко привыкнуть: человек кусает гамбургер, жуёт первый кусок, и клетки его языка постепенно "засыпают", атрофируются. Так можно легко проглотить и два, и три бутерброда. Не зря психологи отмечают тенденцию: процент увлекающихся фастфудом постепенно растёт. А вот доля тех, кто осознаёт необходимость правильного питания, не меняется. И она очень мала - всего 1-2% москвичей.
Индустрия общепита приспосабливается под запросы населения - теперь в палатках можно купить не только пирожки и слойки, но и блины, запечённую картошку, какие угодно салаты. Через несколько лет все эти удовольствия будут не столь доступны - заведения "быстрого питания" загонят под крыши торговых комплексов. "Слишком много нарушений выявляется в торговых точках фастфуда, - пояснили в пресс-службе территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве. - Самые распространённые - неправильная технология приготовления блюда и отсутствие чистой воды. В первую очередь это касается палаток, торгующих шаурмой, самсой, шашлыками".
Именно нарушениями санитарных норм эпидемиологи объясняют то, что в весенние месяцы число заболевших сальмонеллёзом увеличилось на 18%. Почти в два раза выросла заболеваемость кишечными инфекциями. И это не менее тревожно, чем низкая самооценка и одиночество жителей большого города.