"Вот просматривается чёткий контур материковой ямы, - расхаживая по раскопу и важно прищурившись, я блеснул остатками познаний в полевой археологии. - Интересно, что здесь находилось?" Ответ оказался обескураживающим...
ВСЁ-ТАКИ прав Ленин: "Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днём". Надо же было так опозориться - принять окоп XX в. за древнерусскую хозяйственную яму... Да, с этой стороны селищу Мякинино-I, что располагается напротив Строгино, не повезло - мало того что территория поселения активно распахивалась, так ещё и по его центру умудрились провести канализационный коллектор. Ну и плюс прихотливо разбросанные учебно-тренировочные окопы и огневые точки, которые здорово запутывают картину. Но даже то, что осталось, впечатляет весьма и весьма. И даже жаль, что работы, ведущиеся подмосковной экспедицией отдела охранных раскопок Института археологии РАН под руководством Аси Энговатовой, уже подходят к концу.
Деревня без сохи
"СЕГОДНЯ это самые масштабные раскопки такого вида памятников, - говорит Владимир Коваль, научный сотрудник ИА РАН. - Да, непотревоженный культурный слой сохранился фрагментарно, но... Вы знаете, вскрыть 10 тыс. м2 сельского памятника - вещь беспрецедентная, во всяком случае для России. А если учесть, что селище - только часть комплекса, в который входит ещё и курганная группа, то картина получается уникальная. И хотя пока вопросов у нас больше, чем ответов, вырисовываются любопытные сюжеты, касающиеся развития древней Москвы и Подмосковья".
Да уж, посмотрев на находки, можно растеряться. Понятно, что поселение сельское - ров с валом отсутствуют. На первый взгляд деревня как деревня. Крупная. И неслабо заселённая. По идее, здесь должно быть полно жерновов, кос, серпов и прочего сельхозинвентаря. Плюс какие-то хозяйственные комплексы, например кузницы. Да, учитывая близость реки, рыболовный инвентарь - крючки и грузила. Так вот. Ничего этого на Мякинино-I в "нормальном" количестве нет. Так, пара жерновов, немного серпов... Для большого поселения, которое существовало как минимум 300 лет - с XII по XV в., - очень и очень мало.
Зато среди находок есть вещи, которых на сельском памятнике быть вообще не должно. Ну не мог деревенский мужик XII или XIV в., в терминах того времени - "смерд", позволить себе или своей жене такие дорогие штучки, как византийские нательные иконки, стеклянные браслеты и перстни, янтарные крестики или импортную, в основном восточную, посуду с глазурью. Обдумывая, как же так могло получиться - селяне не пашут, не жнут, а живут богато, - я остановился на краю большой материковой ямы, из которой добирали последние сантиметры культурного слоя. "Вот! - один из археологов торжествующе указал на небольшой предмет. - Пожалуйста, бронзовый пинцет и, похоже, домонгольский!" Да уж, мужику-землепашцу такие пинцеты абсолютно до фонаря, они могут пригодиться только для ювелирных работ...
"Это не единичная находка, - продолжает Владимир Юрьевич. - Внятного ювелирного комплекса мы, к сожалению, не нашли, уж больно круто нарушен культурный слой... Но кроме пинцета попадались фрагменты тиглей и даже ювелирные матрицы! А это свидетельство очень высокого, городского класса ремесла. Так что люди здесь жили непростые. Кстати, с одной из находок связан интересный сюжет. Курган здешней группы был раскопан ещё в 1924 г. Погребённый мужчина имел на себе пояс с серебряными накладками, что само по себе значит немало, - такой пояс имел право носить только воин или даже военачальник. Но на поясе не хватало нескольких накладок. И вот уже сейчас на селище мы находим одну накладку с того самого пояса! Мало того что "вернули" хозяину пропажу, так ещё и надёжно доказали, что в здешних курганах хоронили жителей этого села!"
Полба для воеводы
ВПРОЧЕМ, от конкретных выводов Владимир Юрьевич отказался, сославшись на недопустимость излишнего фантазирования. Но тем не менее намекнул, что Мякинино обладает признаками крупных владельческих или княжеских сёл. То есть жили здесь люди, так или иначе связанные с княжеской администрацией. Понятное дело, что они могли позволить себе не пластаться на сельхозработах и завести ювелира вполне городского уровня. А кроме всего прочего, видимо, пользовались и идеологическими послаблениями. Дело в том, что хоть на селище и присутствует нетипично большое количество христианской символики, под курганами, судя по вещам, лежат язычники. Одна из женщин, похороненная в гробу из бересты, имела на себе 8 лунниц - языческих украшений в виде месяца. В те годы даже одна такая вещица означала некий протест против официальной религии, а уж такое количество близко к диссидентству. На подобные же мысли наводит и фрагмент дорогого глазурованного сосуда. На сохранившемся куске изображён человек, играющий на крупном гудке (род древнерусской скрипки или виолончели), а рядом с музыкантом - медный сосуд для вина. Учитывая, как церковь относилась к "бесовским игрищам", под которыми понималось и музицирование с возлиянием, становится ясно, что мякининцы не очень-то боялись церковных преследований.
И пусть это будет ненаучным, но я уверен, что древнее Мякинино - что-то вроде нынешней Рублёвки, жители которой особо себя не утруждают, живут вольготно, а на общие для всех законы смотрят сквозь пальцы. Другое дело, что тогдашние аристократы, в основном военные, постоянно рисковали своей шкурой. И питались, судя по анализу зерна с селища (просо, пшеница), той же полбяной кашей, что и остальные.