Постановление Правительства РФ N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" изменило расчёт потребления воды. Теперь мы должны оплачивать не только свои расходы, но и то, что потребили незарегистрированные соседи, а также протечки и неисправности.
РАНЬШЕ мы все платили одинаково, исходя из норматива - 384 л на чел. в месяц. Сегодня 90% жилых зданий оснащены общедомовыми приборами учёта воды (ОПУ), а экономически грамотные москвичи даже установили индивидуальные счётчики (ИС) в квартирах. Теперь оплата производится по двум схемам. Если у вас в доме стоит ОПУ, но нет ИС, объём потраченной воды по показаниям ОПУ делится пропорционально числу граждан, проживающих в квартире, к числу всех зарегистрированных в доме жильцов. Получается, что уехал человек на год в командировку и не пользовался ванной вообще, а кто-то пустил в квартиру десяток гастарбайтеров - за них придётся заплатить добросовестным потребителям. Если у вас поставлен квартирный счётчик, при расчёте платы за воду в любом случае учитываются показания не только персонального, но и общедомового прибора учёта. Т. е. заплатить исключительно за себя по счётчику в квартире не удастся. Почему был выбран такой способ оплаты?
В интересах коммерсантов
МЫ разыскали одного из разработчиков постановления. Вот как он объясняет свою позицию.
Дмитрий ГОРДЕЕВ, ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города":
- БЕЗ общедомового прибора учёта невозможно объективно точно узнать, сколько воды потребляется в доме. Коммунальщики живут по законам рынка: предоставленная услуга должна быть оплачена. Управляющая организация не может работать себе в убыток. Как ни парадоксально это звучит для потребителя, но экономия ресурсов со стороны населения невыгодна поставщикам. Допустим, горожане после установки приборов учёта начнут в 3 раза меньше потреблять воды, но ведь коммунальщикам нужно покрыть затраты на её производство и доставку потребителям. Чтобы не обанкротиться, они обратятся к органам власти с предложением повысить тарифы. Для нас, разработчиков постановления, важным было не снизить оплату коммунальных услуг, а сделать расчёты максимально прозрачными: потребители должны знать, за что платят. И общедомовый счётчик может в этом помочь. Кстати, и индивидуальный счётчик нужен не для экономии средств, а для того, чтобы точно отследить расход воды. Увидел, сколько потребляешь, рассчитай, что нужно сделать, чтобы платить меньше, - экономить у себя дома или же присмотреться к соседям.
Существуют три возможные системы распределения общедомовых объёмов коммунальных ресурсов: пропорционально числу зарегистрированных жильцов, пропорционально площади и пропорционально потребляемым объёмам ресурсов. Если рассчитывать по объёму занимаемой площади, то тем, кто живёт один в 2- и 3-комнатных квартирах, придётся принять на себя несколько большую долю расходов. Последний вариант экономически небезупречен. Ведь коммунальные услуги должны предоставляться каждый день круглые сутки. Предположим, человек уехал на дачу, у него счётчик показывает "0". Но полы в подъезде мыли, как и мусоропровод. Кто оплатит эти расходы? Все мы собственники многоквартирного дома и несём ответственность не только за свою квартиру, но и за весь дом.
Невыгодно!
СПЕЦИАЛИСТЫ коммунальных служб столицы сравнили показатели: при одних и тех же объёмах потребления в доме, где установлен ОПУ, но нет ИС, люди платят примерно на 5% меньше, а владельцы, оснастившие квартиру ИС, - на 8% больше, чем раньше. Разница при оплате достигает 13%!!! Как же так?
Не лучше обстоят дела и с расходом воды на общедомовые нужды - чистку мусоропровода, полив близлежащих территорий, мытьё полов в подъезде. Теперь показания общего прибора учёта, куда входят и затраты на домовые нужды, пропорционально распределяются между всеми жителями. Понять, сколько конкретно уходит на мытьё тех же полов, нереально. Но почему нельзя было пойти по другому пути? Ведь число лестничных пролётов, окон и этажей - величина постоянная, соответственно на уборку нужно потратить определённое количество жидкости. Значит, можно подсчитать, сколько воды требуется на уборку мест общего пользования. А потом поделить эту цифру на 12 месяцев и на всех зарегистрированных жильцов. Тогда каждый чётко знал бы, за что платит: по показаниям индивидуального счётчика - за себя и свою семью и определённую цифру - на содержание дома. Но почему-то такой простой вариант разработчики постановления даже не рассматривали. Как видите, их больше интересовали прибыли коммунальщиков, чем экономный подход к трате ресурсов со стороны жителей.
По поручению полпреда президента в ЦФО Георгия Полтавченко по материалам статьи "За кого же мы платим?" (см. "АиФ-Москва" N 32) городскими властями был проведён анализ ситуации.
Пётр АКСЁНОВ, первый зам. мэра Москвы:
- НА ЗАСЕДАНИИ комиссии рассмотрены приведённые в статье доводы. Согласно расчёту размера оплаты за коммунальные услуги, предусмотренному в постановлении Правительства РФ N 307, жители, установившие квартирные приборы учёта, обязаны оплачивать услуги на общедомовые нужды. Эта методика не лимитирует расходы на общедомовые нужды, а перекладывает на потребителей, имеющих квартирные приборы учёта, все риски, связанные с нерациональным расходованием ресурсов управляющей компанией, которые в итоге могут свести на нет экономию, полученную жителями при установке квартирных счётчиков. В связи с изложенным целесообразно рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в постановление Правительства РФ N 307 с учётом обстоятельств, выявленных в ходе проверки публикации в "АиФ-Москва".
Степан ОРЛОВ, депутат МГД:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ N 307 во многом не отвечает интересам москвичей. Мы уже пытались обратить на это внимание депутатов Госдумы, но безрезультатно. В ближайшее время проведём заседание, посвящённое общедомовым приборам учёта и постановлению N 307. Если горожане не хотят ждать и считают, что постановление ущемляет их права, они могут обратиться в Гордуму, Госдуму или же в Правительство РФ. Можно обратиться и в Верховный суд - на предмет законности постановления. Лучше всего, если обращение будет коллективным.
А ещё - с помощью вашей газеты читатели вполне могут обратиться с открытым письмом к Михаилу Фрадкову с просьбой пересмотреть этот документ.