Москвичи - грамотные покупатели. Они внимательно читают этикетки. Но невозможно знать то, чего на этикетке нет, хотя в продукте присутствует.
Эксперимент на людях
РЕЧЬ о трансгенных добавках. В России запрещено выращивать генно-модифицированные растения или создавать генно-модифицированные организмы (ГМО), но добавлять их при изготовлении продуктов могут любые производители. Чем активно и занимаются, ведь трансгены дешевле своих прототипов. Помимо этого, поставщики каждый год привозят в Россию более 1,5 млн. тонн сырья, кормов и готовой продукции, над которыми вовсю поработали генные инженеры. И мы с вами всё это едим - кукурузу, сою, рис, молочные продукты. Летом Юрий Лужков предложил запретить применение трансгенов в школьном питании и разработать специальную яркую маркировку для всех ГМ-продуктов. Но, во-первых, до сих пор этот призыв не реализован (!), а во-вторых, он не решит кардинально проблемы свободной продажи трансгенов в городе.
Несмотря на многочисленные заявления транснациональных компаний (которые засеивают свои поля трансгенными культурами) о совершенной безопасности огородов, учёные и медики не перестают повторять: с момента создания первых трансгенных источников не прошло и 30 лет, поэтому говорить о безобидности трансгенной еды рано. Ведущий специалист Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ирина Ермакова обнародовала неприятные данные. Учёные кормили подопытных крыс ГМ-соей. Через некоторое время у животных обнаружилась масса заболеваний (см. рис.). Кроме того, значительная часть потомства оказалась мертворождённой, значит, ГМО опасны и для последующих поколений. А ведь сколько будущих московских мам, трепетно относящихся к здоровью малыша, налегают на овощи и фрукты, не догадываясь, что кроме витаминов и минеральных веществ в аппетитном импортном помидорчике могут присутствовать трансгены. "Уже известны случаи летального исхода после употребления ГМО, - говорит И. Ермакова. - В Израиле трое грудных младенцев погибли и ещё несколько серьёзно пострадали, получая детское питание, в состав которого входила трансгенная суперсоя".
Контроль невозможен
ПОКУПАЯ в магазине продукты, вы не можете быть уверены, что они не содержат трансгенов. Да, у нас есть закон, обязывающий производителя предоставлять потребителю достоверную информацию. Но производители и поставщики-импортёры как не маркировали свою ГМ-продукцию, так и не собираются этого делать. Мало того, всё больше коммерсантов торопятся извлечь выгоду из скандальной ситуации с трансгенами. Особенно старательно действуют создатели продуктов из сои, стоящей на первом месте в списке подозрительных товаров. "Из генетически неизменённых бобов сои", - могут гордо заявить они на упаковке соевого соуса. А доказательства где?
Чтобы ГМО-продукты не попадали на прилавки, нужны жесточайший контроль и система наказания, вплоть до уголовной, ещё на стадии производства или ввоза ГМО-продукции в страну. Нужно, чтобы коммерсанты за свои деньги доказывали отсутствие в продукции трансгенов, но не через исследовательские центры, расположенные на их же фабриках и заводах, а в государственных и независимых лабораториях, имеющих право обнародовать всю правду о найденных ГМО-ингредиентах. Пока трансгенный карантин не будет налажен, невозможно уберечься от употребления ГМО.
В ШВЕЙЦАРИИ по итогам референдума объявлен мораторий на выращивание ГМ-растений.
В ГЕРМАНИИ прошла акция гражданского неповиновения, в результате которой часть посевов ГМ-кукурузы практически уничтожена. Инициаторами так называемого "освобождения полей" стали фермеры, которые считают, что их собственные участки могут быть случайно загрязнены пыльцой и семенами с полей соседей, так как буферную зону достаточной ширины (по разным оценкам, она может составлять от 4 до 100 километров) создать невозможно.
Михаил МИНАЕВ, Любовь БОКАРЕВА, специалисты испытательного центра Тест ВНИИ мясной промышленности:
- В СТРАНАХ Евросоюза избегают любого контакта с потенциально опасными овощами, фруктами и злаками. Пищевые ингредиенты, произведённые от трансгенных культур, маркируются. Там введён мораторий на использование ГМО в детском питании, большинство торговых сетей отказалось от продажи трансгенных продуктов. Но в России отсутствует достаточный контроль за оборотом ГМ-продуктов, в том числе из-за ограниченного числа лабораторий, которые могут проводить качественный и количественный анализ на наличие ГМО. В первую очередь нужно уделять особое внимание производственному контролю на предприятиях мясной промышленности, чтобы свести к минимуму риски, связанные с выпуском продукции, подлежащей обязательной маркировке на наличие ГМО.
Инна СВЯТЕНКО, депутат МГД:
- МОСГОРДУМА вместе с Департаментом потребительского рынка и услуг готовит законопроект: любая продукция, содержащая ГМО, должна иметь на этикетке или упаковке спецмаркировку. Никаких мелких буковок на оборотной стороне - большой яркий символ, бросающийся в глаза. Мы собираемся пойти дальше и вообще очистить город от трансгенных продуктов. В рамках реализации закона о продовольственной безопасности в столице закупаются экспресс-лаборатории. Мы хотим, чтобы с их помощью можно было не только проверить свежесть и качество продаваемых продуктов, но и сделать быстрый анализ на наличие ГМО. Для этих целей в экспресс-лаборатории будут поставляться соответствующие реактивы и оборудование.
Кстати...
БОЛЕЕ 160 регионов и 3500 субрегиональных образований Европы подписались под Берлинским Манифестом "О зонах, свободных от ГМО". В нём, в частности, говорится: "Природная среда и ландшафты Европы - результат тысячелетней человеческой культуры. Сохранение нашего биоразнообразия от распространения и агрессии ГМ-сортов является природоохранной задачей.... Большинство европейцев не желают питаться ГМО. Региональные власти должны быть способны защитить качество маркировки, чистоту стандартов и органическое производство, в том числе должен быть обеспечен доступ к животным кормам, не содержащим ГМО".
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
По данным Технического комитета по стандартизации "Молоко и продукты переработки молока", в последние 5-7 лет отечественные сыроделы "увлеклись" использованием не натуральных ферментов, получаемых из животного сырья, а препаратами микробного происхождения - продукта генной инженерии. Эти препараты - искусственно полученная точная химическая копия натурального фермента - обладают очень высокой активностью к расщеплению молочного белка. Их невозможно вовремя "остановить" в процессе созревания и хранения сыра, и поэтому, "активно работая", они оказывают отрицательное влияние на качество твёрдых и полутвёрдых сыров (появляется лёгкая горечь, консистенция твёрдого сыра становится мажущейся). По действующему российскому стандарту, производители обязаны уведомить потребителя в информации о составе сыра, какой именно фермент они использовали. Но слишком многие изготовители нарушают это правило.
Наша газета присоединяется к мнению учёных, депутатов, представителей общественных объединений и религиозных лидеров и обращается к мэру столицы Юрию ЛУЖКОВУ с призывом:
СДЕЛАЕМ НАШ ГОРОД СВОБОДНЫМ ОТ ТРАНСГЕНОВ!
Как это сделали уже многие европейские города. Мы не хотим быть подопытными кроликами.
Смотрите также: