К тому, что женщины давно уже количественно доминируют в образовании и медицине, мы привыкли. И даже считаем это нормой. Но в последнее время активно феминизируются и другие сферы деятельности, например финансы и управление. К каким последствиям это может привести?
ПОЧЕМУ вдруг мужчины, которых принято считать двигателем общества, вдруг принялись не то что сдавать позиции, а скорее почивать на лаврах, не замечая очевидных фактов. Уже сейчас количество московских студенток значительно выше, чем количество студентов. А это значит, что среди следующего поколения управленцев, экономистов, маркетологов, а быть может и не только их, женщин станет ещё больше.
"Да, женщины сейчас во многом ведут себя активнее мужчин, - говорит доктор психологических наук, ректор Института психологии и педагогики Ольга Усанова. - И во многом это объясняется мужской позицией. Её можно сравнить с психологией москвича, у которого стартовая площадка по умолчанию комфортнее, чем у провинциала, завоёвывающего столицу. Наличие квартиры и устойчивого положения только по праву рождения создаёт иллюзию, что всего остального можно добиться, не прикладывая особенных усилий. Мужчины точно так же уверены, что они вроде бы "главнее" женщин. Но это превосходство мнимое".
Самое пикантное в этой ситуации то, что мужчин в их "главности" убеждают как раз-таки женщины. Феминизированность сферы образования привела к тому, что сейчас у нас перед глазами как минимум пятое, а то и шестое поколение мужчин, воспитанных педагогами-женщинами. И женщинами старой закалки, с психологией: "Хоть какой мужик, а свой, и пусть пьёт и безработный, зато глава семьи". И такая психология живуча, некоторые современные бизнесвумен на работу предпочтут взять не женщину, а всё-таки мужика. При прочих равных, разумеется. Но дело-то как раз в том, что "прочих равных" мужчины в скором времени могут и лишиться.
"Сейчас появляются женщины, для которых самореализация лежит в сфере денег, карьеры и успеха, - продолжает Ольга Усанова. - И, что интересно, не в ущерб семье. Это можно считать СОЦИАЛЬНЫМ ФЕНОМЕНОМ. Загадки здесь никакой нет - привычный советский социум изменился, в нём возникли новые стартовые площадки, и женщины их осваивают, грубо говоря, "дорвавшись". Сейчас у нас ценятся гибкость, умение принимать самостоятельные решения. И здесь тоже лидируют женщины. А поскольку они по своей природе более выносливы, то сил хватает и на семью, и на карьеру. Вот такие женщины и становятся руководителями среднего, а затем и высшего звена. И им будет абсолютно всё равно, кто пришёл наниматься на работу. Эти руководители ценят прежде всего креативность, целеустремлённость, дисциплину".
Но пока ситуация далека от критической. Более того, по данным агентства "РосБизнесКонсалтинг", разрыв в зарплате между женщинами и мужчинами, занимающими одинаковые должности, в среднем составляет 34% в пользу последних. На позиции же руководителя отдела снабжения мужская зарплата превышает женскую на 49%. Зато у бренд-менеджеров разрыв всего 6%.
Но кто поручится, что бизнес-леди, успевшие занять серьёзные позиции и на них утвердиться, не станут в скором времени играть по своим правилам и нам не придётся выдерживать конкуренцию по гамбургскому счёту? А ведь мужики в большинстве своём по-прежнему исповедуют диванную философию.