"Москва - европейская столица? Ха-ха! Там идут гей-парады, а у нас - мракобесие! Если нам не дают дома публично заявить о своих чувствах, то мы, геи, лучше поедем в Берлин, а вы оставайтесь наслаждаться дремучей азиатчиной!"
Андрей А.
ЭТО гневное письмо пришло в ответ на мою статью о скандале вокруг памятника героям Плевны (см. "АиФ. Москва" N 25). Неужели только отсутствие гей-парадов не даёт нам права считать Москву образцовым европейским городом?
Сидя в пивном подвальчике, оформленном в немецком стиле, я спросил у приятеля-москвича, считает ли он себя европейцем и жителем европейской столицы? "А то ж! - обиделся тот. - Кем же ещё? Погоди, сейчас одному жлобу из управы позвоню, он обещал мне гараж оформить... Блин, три сотни баксов хочет, во жадюга!" Я заржал в голос - европеец собирается дать взятку и возмущается не самим фактом коррупции, а... дороговизной. Но, как говорят, один случай - только случай, два - тенденция, три - статистика. И я решил поставить небольшой эксперимент, доступный каждому, - пройтись пешком по центру и внимательно посмотреть на город и горожан.
Выйдя из уютной псевдо-Германии и подходя к ст. м. "Тургеневская", сразу же наткнулся на преддверие импровизированного восточного базара. То есть на обрывки и обломки тары, пустые бутылки и банки, брошенный неликвидный товар, из-под которого вытекает подозрительная лужа, великоватая для собачьей. Ага, а вот и сам микробазар. Нет, торговля сувенирами на улице может случиться и в Европе, но продавать в центре города прямо на асфальте помидоры-огурцы-фрукты - слишком. Это, братцы, уже Азия. Рядом, как бы иллюстрируя вывод, устроились сидящие на корточках люди. Не приезжие, нет, русоволосые славяне, но как же они были похожи на завсегдатаев восточных базаров! Пусть и спортивные, но шаровары, майки кричащих цветов, ленивое обсуждение прохожих... Единственное отличие - вместо обязательной для азиатов жвачки "нус" наши щёлкали "сэмачки", уже успев заплевать перед собой солидное пространство.
Дальнейший путь по бульварам то подтверждал, то опровергал азиатскую природу нашего города. Стихийные помойки и жрущие на них стаи шелудивых псов сменялись постриженными газонами и свежевыкрашенными скамейками, на которых чинно восседали аккуратные старички с шахматами. Но этих пожилых джентльменов быстро согнала кодла пивной молодёжи, взгромоздившаяся на скамейки с ногами. Один отправился отлить в благоухающие мочой кусты, был застигнут ментом и тут же откупился от власти сотенной купюрой... "Продолжать можно бесконечно", - сказал я себе и решил валить домой. До перехода идти показалось далеко, и, сиганув через бульварную ограду, я рванул по мостовой, едва успев увернуться от "мерса", несущегося с невероятной для города скоростью. Крик "Чего разъездился, это тебе не Шанхай!" застрял у меня в глотке. А сам-то я как себя веду?
При желании в Москве и москвичах можно найти азиатские черты. Да, мы любим жить напоказ, и даже люди со скромным доходом стараются одеваться как можно богаче. Да, мы, в отличие от европейцев (кстати, и от жителей нашей провинции тоже) встаём относительно поздно и поздно же ложимся, на дорогах лихачим и устраиваем гонки "кто круче". Точно так же, как азиаты, принимаем власть как неизбежное зло, но терпим её существование и умело манипулируем чиновниками разных уровней при помощи взяток. Выходит оскорбительная штука - за весь период нашего обожания Европы мы привыкли смотреть на москвичей как на каких-то роботов непонятной сборки - эта деталька из Парижа, а вот эта, похуже, из Ташкента. И невдомёк таким вот западникам, что известная концепция "Москва - Третий Рим" автоматически делает нас едва ли не большими европейцами, чем лондонцы или парижане. Может быть, хватит крутить головой то на Запад, то на Восток и пора вспомнить, что Москва - наследник Константинополя, который долгое время был столицей объединённой Европы? То есть мы сами по себе, со своими недостатками и достоинствами.
Возвращаясь к началу, хочу напомнить геям, что пусть Москва и не Европа, но уж точно и не Азия. Потому что там таких активистов принято побивать камнями под улюлюканье толпы.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Александр ДУГИН, руководитель Центра геополитических экспертиз:
- МОСКВА - сама по себе независимая цивилизация, город-государство, если угодно, наследник Византии, столица евразийской империи. Мощный славяно-тюркский импульс москвичей, который, в принципе, можно свести к формуле "Активность плюс разгул", проявляется во всём. Стиль московской езды не спутаешь ни с чем, и когда говорят, что мы водим машины, как в Дели, это неправда. Там ездят нагло, но плохо. А мы - относительно хорошо, но зато страшно. Московские черты, кажущиеся азиатскими, например, загаженные улицы или несоблюдение ПДД, на самом деле таковыми не являются. Мы бросаем мусор где попало не потому, что лень пройти до урны, а потому, что некогда размениваться на мелочи. Москвичи, в отличие от вялых европейцев и перманентно сонных азиатов, спешат жить.
Дмитрий ВОЛОДИХИН, кандидат исторических наук:
- ОШИБКА - пытаться представить Москву как сочетание европейских и азиатских элементов. Главное отличие нашей столицы от городов мира - стопроцентная зависимость от госаппарата. Москва практически лишена возможности развиваться естественным путём - власти в любой момент могут вмешаться в процесс, кроить и перекраивать город в зависимости от своей прихоти. Такого не найти ни на Западе, ни на Востоке. Соответственно, это накладывает отпечаток на жизнь горожан. Может быть, пытаясь уйти от зависимости, москвичи ведут активную ночную жизнь, мол, день ваш, но ночь - наша. Не будем забывать и о религиозном возрождении, которое сейчас меняет облик города. В Европе никакого возрождения сегодня нет, а на Ближнем Востоке оно приобретает не созидательные, а разрушительные черты.
Алексей НАВАЛЬНЫЙ, исполнительный секретарь Комитета защиты москвичей:
- МОСКВА всё больше напоминает азиатский город. Главная причина - в плотности и хаотичности застройки. Наша столица малопригодна для полноценного обитания - в этом отличие Москвы от европейских городов, где качество жизни одинаково высокое и в центре, и на периферии. Не уровень жизни, а именно КАЧЕСТВО - возможность после работы погулять в парке, быстренько сгонять в магазин, комфортно припарковаться, подышать свежим воздухом. Москва как город превращается в подобие Токио - место, где можно только работать, но не жить. А московский социум очень близок к другому Востоку - Ближнему. У нас азиатский подход к управлению, азиатская культура общения на улицах... Да, мы хотим жить в европейском городе, но пока не получается - слишком заметен восточный акцент.