90

Требуется разгрузка!

Проблем у столицы хватает: пробки в любое время суток, перегруженность общественного транспорта, непрекращающийся рост населения и, как следствие, нехватка инфраструктуры.

ИНТЕРВЬЮ с футурологом Игорем Бестужевым-Ладой "4,5 млн. москвичей должны покинуть город" ("АиФ-Москва" N 19) заставило откликнуться многих специалистов, имеющих свои варианты решения этих проблем.

Переносим столицу?

КОЛЛАПС Москвы стал очевиден отнюдь не сегодня, он легко прогнозировался и раньше. В ХХ веке мы умудрились дважды наступить на одни и те же грабли. Первый раз - при превращении Москвы в столицу, когда возобладали идеологические соображения именно моноцентрического построения города, с Кремлём в центре. Второй раз - при отказе от той идеологии, но с сохранением структуры исторического города, которому надлежало бурно развиваться, не выходя за старые границы. Как же можно одновременно сохранять исторический город и преображать его?

Была идея развивать Москву по параболе в одну сторону от Кремля (русский архитектор Николай Ладовский предлагал планировочную схему "развивающегося города" в форме кометы-параболы, на вершине которой - исторический центр. - Ред.). Существуют и другие модели - скажем, "линейный" город, вытянутый в форме узких полос застройки вдоль транспортных линий и имеющий симметричную структуру (примером являются города, выросшие по берегам рек. - Ред.). Для Москвы в перспективе эффективным станет и такое решение, как запрет на создание новых трудоёмких производств. Власти могут также отказаться от новостроек, сказав, что для них нет места. И тогда на смену многоэтажкам придёт усадебная городская застройка. Это не утопия, а вполне возможное решение. Просто в Москве будет ещё труднее купить недвижимость.

Но меня страшит перспектива превращения Подмосковья в один большой город. Да ещё и промышленный. Надо защищать природные и сельские территории так же, как и историко-культурные ценности. Пригород не должен превращаться в субъект, успешно конкурирующий с городом. Это новое слово в истории мирового градостроительства. Поэтому надо внимательнее и прозорливее относиться к разработке архитектурно-градостроительных бизнес-планов. Мне кажется, назрел вопрос об основании новой столицы России - на свободной территории, в удобном месте с точки зрения геополитики и перспектив роста города. Задача создания столицы будущего увлекла бы многих политиков, бизнесменов и архитекторов, которые сегодня вынуждены заниматься реконструкцией сложившейся застройки, тогда как им очень хочется пофантазировать.

Игорь БОНДАРЕНКО, директор НИИ теории архитектуры и градостроительства

От пробок избавит... гараж

В ТО ВРЕМЯ как жители европейских городов пересаживаются на малогабаритные виды транспорта, улицы российской столицы забиты крупными авто.

Изобретатель Вячеслав Лапунов на своём сайте провёл опрос и выяснил, что около 60% московских автовладельцев готовы пересесть на мотоцикл, велосипед или скутер. Главное - надёжное место для хранения этой техники. Ему пришла идея совместить гаражи со спортивными объектами. Под трибунами небольшого стадиона всегда есть свободное место. Эти трибуны или покатые склоны велотрека могут одновременно служить задней стенкой и крышей для гаражных отсеков. Остаётся поставить боковые стенки и навесить двери. У нас почти в каждом дворе есть хоккейная или баскетбольная площадка. На её месте и можно расположить ГАРСТАД - "гараж-стадион" на 150-300 отсеков. В некоторые из них поместятся и машины - так заодно решится и проблема хаотично разбросанных "ракушек". Один бокс обойдётся его владельцу приблизительно в 1 тыс. долл. - такая цена легко может сделать этот проект массовым.

Копаться запрещено

В НАСТОЯЩЕЕ время все дороги в Москве лежат не на земле, а на изношенных подземных коммуникациях. Это одна из причин заторов в городе.

Известно, что более половины объёма канализационной воды и стоков уходит в грунт, размывая его, образуя пустоты. Под действием нагрузок происходят провалы покрытий дорог, о чём регулярно сообщают в новостях. На время ремонта возникают пробки, но сам ремонт ведётся непрофессионально: вскрывается покрытие, в приямок засыпается смесь асфальта и бетона, причём зачастую в дождь и снег. Через несколько месяцев такие заплатки отслаиваются, и всё повторяется.

Под дорогами проходит множество коммуникаций - водопроводные, дренажные, тепловые, газопроводные, кабельные и др. От 60 до 80% этих сетей находятся в аварийном состоянии и постоянно ремонтируются. Но это делают по устаревшим технологиям - примитивным открытым (траншейным) способом. Между тем в цивилизованных странах такие работы ведутся бестраншейным способом, который дешевле в 5-6 раз, а коммуникации в итоге служат в 3-4 раза дольше. Кое-где открытый способ даже запрещён (он ведь ещё и экологически вреден).

Я бы предложил издать закон, запрещающий производить в городе работы по прокладке и ремонту коммуникаций открытым способом. В случае нарушения лишать строительные организации лицензии. А то ведь до абсурда доходит. Не успевают проложить, например, водопроводную трубу, как приезжает другая организация и прокладывает теплотрассу. Затем появляются третьи, вновь вскрывают покрытие и кладут кабель или ещё что-нибудь. Неудивительно, что пробки в городе не прекращаются.

Леонид БОБЫЛЕВ, кандидат технических наук


Ждём новые мнения по E-mail:pisarenko@aif.ru

Смотрите также:

Также вам может быть интересно