Международный терроризм на территории России стал фактом. Руководитель одного из оперативных управлений Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России Иван Петров рассказал о том, что известно о международных террористах сегодня.
- Что это за люди? Что ими движет?
- Чтобы подготовить человека, способного спокойно воспринимать результаты совершенного теракта, у него должна быть совершенно иная система оценки этих действий. Идеология террористов такая: "Мы совершаем не теракты, а диверсию, потому что воюем с Россией любыми способами. Мы не террористы, мы бойцы". Им безразлично, кто погибнет на вражеской территории: военные или мирное население.
Прежде чем допустить боевиков к оружию, в лагерях подготовки им устраивают серьезное промывание мозгов. Вдалбливают ваххабитские воззрения на газават, на джихад и т. д. Причем за идеологической основой продолжают внимательно следить и потом. Наиболее почитаемым у боевиков считается именно идеологический, духовный наставник. В первую очередь в террористе ценится преданность определенным религиозным постулатам и готовность во имя веры совершить любое преступление. У будущих участников и исполнителей терактов наставники стараются выработать ненависть к представителям иных конфессий. Потому-то у них также ценятся навыки диверсионные, конспиративные, физическая выносливость. И только потом уже навыки бойца.
- Террористы как-то совершенствуются?
- Недавно началась подготовка террористов-смертников. Среди кандидатов те, кто: 1) уже обладает психологическими качествами террориста и проверен в боевых действиях; 2) имеет физические недостатки или некоторые отклонения в психике, но способен выполнить приказ; 3) из-за войны потерял семью, больше не видит смысла своего существования и готов пойти на все; 4) связан невыполнимыми долговыми обязательствами; 5) приговорен шариатским судом к смерти (террористическая деятельность дает ему право искупить вину перед Аллахом).
- Психологическая подготовка террориста подразумевает только правильный религиозный настрой?
- Отдельных членов террористических групп обучают еще и по специальной программе. В том числе и как действовать в случае задержания: как вести себя со следователем на допросе, какую рассказывать легенду прикрытия и т. д.
- Насколько серьезно террористов из числа боевиков финансируют из-за рубежа?
- Теракты в Москве, Волгодонске и Буйнакске заказали и финансировали чеченские полевые командиры. А средства на оплату исполнителям поступали в том числе и из-за рубежа. В частности, Гочияев за теракт в Москве получил 500 тыс. долл. из денег, которые поступали и Хаттабу, и Басаеву, и Удугову. Подразделения Хаттаба, в частности, получают в месяц минимум миллион долларов. Четко определены соотношения цен на все конкретные действия: заложить фугас, расстрелять машину с военнослужащими и т. д. Но расценки в разных бандформированиях могут быть разные. За одно и то же могут заплатить 500 долл., а могут - 500 рублей. Чеченские полевые командиры получают материальную помощь из-за границы разную. Кто сотни тысяч долл., кто десятки тыс. долл., а кто лишь остатки от этих сумм. В зависимости от своих финансовых возможностей они и оплачивают свои дела.
Впрочем, надо учитывать, что исполнитель рискует получить и фальшивку: уровень подделки долларов в Чечне довольно высокий.
Недавно был нанесен серьезный удар по престижу лидеров чеченских террористов у зарубежных спонсоров, финансирующих террористическую деятельность в России. Объемы финансирования некоторых полевых командиров были урезаны. Это случилось после того, как правоохранительные органы предотвратили теракты, которые лидеры чеченских террористов планировали в России во время выборов и инаугурации Президента в 2000 г. Сотрудники ФСБ, ОМОНа и СОБРа МВД России задержали две тергруппы в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае.
- Как вы оцениваете уровень подготовки в лагерях? Говорят, боевики подготовлены лучше, чем российские солдаты. Чего стоит их палочная дисциплина или, например, "зиндан" (над головой новичка разряжают автоматную очередь, после чего его уже не испугаешь самой оглушительной стрельбой).
- Уровень подготовки боевиков достаточно высок. В нашем распоряжении есть конспекты террористов, из содержания которых это следует. Они постоянно тренируются в стрельбе и других дисциплинах. Например, Зайнутдинов, арестованный и обвиненный в участии в совершении теракта в Буйнакске, был у Хаттаба командиром противотанковой установки "Фагот".
Подготовлены ли боевики лучше, чем российские солдаты, - спорный вопрос. Хаттаб, например, высоко оценивает мастерство наших солдат. О чем свидетельствуют его постоянные требования к зарубежным соратникам присылать ему более подготовленных людей. Иначе они в Чечне становятся обузой. У присылаемых боевиков-иностранцев высок уровень заболеваемости и обморожения зимой в горах.
Террористы почувствовали достойного противника и со стороны наших спецслужб. Об этом можно судить в том числе и по тому, в какие суммы (от 10 тыс. долл.) они оценивают головы сотрудников Минобороны, ФСБ, МВД...
- Откуда террористам поступают оружие и взрывчатка? Куда их направляют после изъятия федеральными силами?
- Источников много. В Чечне и в целом на Северном Кавказе огромное количество оружия (в основном российского производства) и взрывчатых веществ скопилось в результате локальных военных конфликтов. Частично оружие и взрывчатка поступают нелегальными путями из-за рубежа. Кроме того, есть внутренние источники взрывчатки - это хищения со складов предприятий, использующих ее компоненты в технологическом процессе. Происходит утечка (нелегальная продажа) и из арсеналов российских войсковых частей. После изъятия взрывчатые вещества и негодное к употреблению оружие уничтожаются. Оружие, годное к употреблению, используют федеральные войска в боевых действиях.
- Каковы шансы задержать тех исполнителей терактов на территории России, которые скрываются в Чечне?
- Их задержание - вопрос времени. Шансы на успех большие. Как правило, они остаются в рядах бандформирований в горно-лесистой местности на юге Чечни вместе с лидерами сепаратистов Басаевым, Хаттабом и другими. Передача их в руки правосудия за совершенные деяния во многом обусловлена темпами действий федеральной группировки в Чечне.
- В чем, по-вашему, основные трудности ареста самого главного мирового террориста Усама бен Ладена? Такой человек, и до сих пор на свободе...
- Во-первых, далеко не все страны единодушны во мнении, что он террорист. Для некоторых он освободитель, национальный герой и т. п. Во-вторых, он очень нужен людям, которые его окружают, а значит, его очень хорошо охраняют. Теоретически, привлечь к ответственности его можно. Но возникает вопрос, какой ценой, сколько будет жертв.
- Как вы оцениваете помощь граждан в поиске террористов?
- Без этой помощи нам не обойтись. Самый убедительный пример - операция "Вихрь-Антитеррор". Люди стали чаще звонить по телефонам доверия. К сожалению, есть отдельные несознательные граждане, которые под видом профилактики терактов сводят счеты со своими недругами - конкурентами по бизнесу, например, или соседями. Сообщают о них в правоохранительные органы, как об очень подозрительных личностях. Пользуясь случаем, хочется еще раз призвать население к искренней и ответственной помощи правоохранительным органам.