Десятки газетных и журнальных статей написаны про атомную подлодку "Курск", сотни километров кинопленки повествуют о трагедии, с ней случившейся, и рассматриваются десятки версий происшедшего. А совсем недавно, 12 октября, в порту Адена в Йемене произошел взрыв на американском эсминце "Коул". Погибли 17 американских моряков. Что же в реальности произошло на "Курске" и есть ли связь между этими двумя событиями? Об этом размышляет подводник, 12 лет проплававший на атомоходе класса "Курск", старший офицер ВМФ России, который дал интервью газете "Разбор" на условиях анонимности.
"СНАЧАЛА поговорим о "Курске". Лодка ходила в полигон боевой подготовки десятки раз, и экипаж знал этот район в мельчайших подробностях. Под килем "Курска" было около 80 метров, а всего в этом месте глубина 107 м. В момент аварии лодка шла на перископной глубине, составляющей 20 м, а ее собственная высота - 18 м. Длина лодки - 150 м, что всего в два раза больше, чем глубина под ее килем.
Известно, что скорость "Курска" в момент аварии составляла 6 узлов (12 км/ч) или 400 м в мин. Любое внешнее воздействие должно было привести к резкому изменению траектории и удару об дно. Взрыв внутри лодки к изменению траектории движения привести не мог. Значит, взрыв есть лишь следствие внешнего воздействия.
Обследование "Курска" водолазами показало, что по всему правому борту он имеет длинную рваную рану. На флоте такую рану называют гофром - волнообразное смятие обшивки, возникающее в результате внешнего воздействия, а затем сдавливания обшивки давлением воды.
Внешнее воздействие, это может быть не только удар или таран, это может быть направленный взрыв. Когда боевые пловцы, подкравшись, магнитами прикрепляют к корпусу мину.
Кому это выгодно?
Вспомним, что в стране нашего бывшего потенциального противника, Соединенных Штатах, в нынешнем году происходят президентские выборы. Демократы, которые без малого восемь лет находятся у власти, имеют немало серьезных проколов. Но один из них с точки зрения американского избирателя весьма и весьма существенен. Потерпела крах американская программа противоракетной обороны, в которую Пентагон вбухал миллиарды долларов. Имидж администрации Клинтона - Гора потерпел серьезный ущерб, в результате чего шансы Гора на избрание президентом серьезно уменьшились. Потеря Россией атомной подводной лодки многими американцами воспринята как некая компенсация провала, который потерпели армия США и ее образ в глазах американцев после неудачи с испытаниями противоракетной обороны.
Возможно, что в случае с "Курском" имело место не боевое применение оружия натовскими лодками, а столкновение, о чем почти сразу заявил министр обороны РФ маршал Сергеев. Для администрации Клинтона - Гора это опять-таки означает провал грядущих выборов. Поэтому в Москву немедленно прилетает директор ЦРУ Тенет с настоятельной просьбой заткнуться. Взамен обещали хорошо "отблагодарить", и так, чтобы эта благодарность не могла быть учтена ни Думой, ни Минфином. Нынешнее вполне искусственное вздувание мировых цен на нефть - это скорее расплата с нами за "Курск".
Самое страшное в трагедии с "Курском" началось, когда норвежские водолазы стали открывать люки. После этого сказали, что все отсеки заполнены водой. Но это все равно, что вытащить фотопленку из аппарата и сказать, что она давно засвечена. Норвежцы открыли сразу два люка и потом сказали, что переходная шахта и аварийный отсек заполнены водой. Свидетелей попросту утопили.
Но и это еще не все. Чтобы обезопасить себя окончательно, все попытки обследовать лодку перенесены на ноябрь, когда президентские выборы в США уже пройдут. Утверждают, что в лодку войдут наши водолазы, чтобы поднять тела погибших моряков. Это еще одна хитрость. Взрыв такой силы, какой произошел на "Курске", разорвал большинство людей на клочки, а морская вода довершила начатое дело, и от тел практически ничего не осталось.
Теперь о самой лодке. Если бы ее действительно хотели поднять, то самое разумное было бы сейчас, осенью, проводить подготовительные работы. Заводить понтоны, притапливать их, а весной уже поднимать. Но по указанным выше причинам этого не хотят делать. Если сейчас в корпусе наделают дырок или откроют люки, в лодку немедленно попадет песок, который под давлением прессуется в камень, тогда поднять "Курск" будет неизмеримо тяжелее...
Времена изменились
Убежден, что высшее военное и политическое руководство России знает все подробности происшедшего в деталях. Американцы не первый раз таранят наши лодки и таранят преднамеренно. Это началось еще в эпоху Горбачева. Один такой таран произошел неподалеку от берегов США. Лодку удалось поднять на поверхность, завести буксированный трос, и она должна была благополучно дойти до порта. Не дошла, и американцы приложили для этого все силы. По советской подлодке был нанесен еще один удар, а буксировочный трос перерублен специальным носовым тараном. Политической воли ответить американцам у Горбачева тогда не нашлось...
Но сейчас времена изменились. К власти пришло новое, энергичное руководство, и очень похоже, что на подобные недружественные действия у нас будут реагировать.
Случай с американским эсминцем, взорванном в аденском порту Йемена, похоже, это подтверждает.
Сразу хочу отметить, что здесь мы входим в полосу предположений. И все же... СССР и Йемен всегда связывали самые дружественные отношения, особенно с Южным Йеменом. Мы подготовили всю инфраструктуру вооруженных сил, включая коммандос и боевых пловцов. Более того, на территории Йемена уже давно функционируют лагеря по подготовке палестинских боевиков, которые питают особую ненависть к "американскому империализму".
...Когда в одной точке сходятся разные интересы, случается, именно в этой точке происходит взрыв.