Идее создания международного полицейского союза скоро исполнится 100 лет. Еще в 1914 году в Вене этот вопрос обсуждался среди делегаций разных государств, в том числе и России. Но исполнению этого замысла помешала Первая мировая. Международная Комиссия уголовной полиции была создана в 1923 году, но Советская Россия отказалась войти в нее. Страной-участницей Интерпола Россия стала только 10 лет назад. Сейчас в Международной организации состоит 179 стран-участниц. А российское бюро находится в числе лучших НЦБ Интерпола.
ВЛАДИМИР ГОРДИЕНКО, начальник Национального центрального бюро Интерпола России, своим первым ответом меня буквально сразил.
- Владимир Васильевич, а сколько преступников задержали вы сами?
- Когда работал в уголовном розыске, приходилось задерживать и вооруженных преступников. В компетенцию Интерпола НЦБ это не входит. Сотрудники Интерпола непосредственно сами не участвуют в задержании преступников. Это только в боевиках доблестные офицеры Интерпола за секунды обезвреживают самых что ни на есть опасных рецидивистов. На деле же ни одно уважающее себя государство не позволит, чтобы на его территории силовые акции проводили полицейские других стран.
- Так чем же тогда занимается Интерпол?
- По сути, Интерпол - это громадная международная информационная сеть по розыску преступников, культурных ценностей, похищенного автотранспорта, незаконному обороту огнестрельного оружия, обмену и обработке информации о преступлениях международного характера.
- Всего-то...
- Почему "всего-то"? Только за минувший год через российское НЦБ Интерпола прошло около 100 тысяч документов. Их нужно было рассмотреть, принять решение, перевести, ввести необходимую информацию в автоматизированный банк данных, организовать исполнение. Это громадная работа. И просто бесценная информация. За нее криминальные элементы полжизни не пожалели бы...
- Владимир Васильевич, какие преступления доставляют наибольшие неприятности вашему ведомству?
- Больше всего запросов приходит по находящемуся в розыске автотранспорту. За полгода банк данных похищенных за рубежом автомобилей увеличился на 112 тысяч. Всего на учете состоит 821 042 автомашины, из них 55 550 российских автомобилей. Также обороты набирает международное мошенничество, связанное с кредитными картами, и преступления в сфере высоких технологий.
- А как же знаменитая русская мафия?
- Угроза русской мафии слишком преувеличена. На встречах сотрудников Интерпола других государств мы всегда интересуемся этим вопросом. Наши иностранные коллеги долго и всерьез рассуждают о присутствии русской мафии. Когда же мы просим объяснить, в чем выражается угроза со стороны русской мафии в их стране, просим привести цифры убийств, разбойных нападений, криминализации какого-то сектора экономики, контроля определенного бизнеса, ничего конкретного привести они просто не могут.
- Почему же тогда столько лет весь мир говорит о грозной русской мафии?
- В этом заинтересованы очень многие иностранные государства. Это отвлекает внимание от своих собственных внутренних проблем. Для примера возьмите итальянскую мафию. Она складывалась десятилетиями и действительно представляет угрозу национальной безопасности Италии. Но эффективных результатов борьбы с ней нет, поэтому миф о русской мафии для итальянских правоохранительных органов спасителен. Кстати сказать, российские полицейские вдвое активнее интересуются зарубежной деятельностью своих граждан, так или иначе связанных с оргпреступностью, чем наши иностранные коллеги.
- Так это что, грубо говоря, перекладывание боли с иностранной головы на нашу?
- Конечно. Например, в Америке преступность - одна из основных проблем в государстве.
- Говорят, что мы Америку уже давно в этом перегнали...
- Это опять "говорят", пусть приведут мне конкретные цифры или факты. Легко сказать: Япончик, русская мафия... А на какую сумму он нанес ущерб Америке и ее правопорядку? Доводы о десятке совершенных преступлений незначительны. Для американской мафии он никто. Был и есть.
- Десяток преступлений - незначительно? Неужели есть в мире преступники, на чьем счету преступлений больше?
- Минуточку, мы ведь сейчас говорим о мафии, об организованной преступности. А если это мафия, она преступлениями должна зарабатывать себе на жизнь - это своего рода бизнес. Поэтому преступления совершаются каждый день. И деятельность этой группировки должна выражаться весомыми цифрами, либо в денежном значении, либо в количестве преступлений. Поэтому я полагаю, что опасность русской мафии необоснованно раздута. Однако благодаря этому Россия снискала славу преступного "беспредела", а за рубежом "русский" стал синонимом преступника. Иногда доходит до смешного. Если гражданин Германии, например, за рубежом будет покупать дом за 150 000 долларов, им не будут интересоваться ни налоговые органы, ни полиция. Но если россиянин купит дом за 20 000, он окажется под "колпаком" уже только потому, что он гражданин России.
- Тем не менее русские тоже совершают преступления, в том числе и отмывают деньги.
- Если говорить о России, то правомернее говорить не об отмывании денег, а о незаконном перемещении сумм за пределы страны. После распада СССР само государство создало благоприятные условия для того, чтобы наши богатства и предприятия были разграблены. Практически ничего не было предпринято, чтобы воспрепятствовать утечке капитала за рубеж.
- То есть вы хотите сказать, что государство само воспитало и создало преступления подобного рода?
- В основном да.
- А какие иностранные группировки действуют сейчас на территории России?
- Я не хотел бы сейчас отвечать за оперативные подразделения, но в основном преступления, совершаемые иностранными гражданами, связаны с наркотиками. Сейчас осуществляется настоящая наркотическая агрессия в отношении России. Ввезти наркотики пытаются практически отовсюду, особенно из Афганистана, Пакистана, Колумбии, из Европы, с Украины.
- А осуществляет ли Россия преступная агрессию по отношению к другому государству?
- Нет, я бы так не сказал. Если брать основное преступление - перекачку денег, то для государства, куда перечисляются эти средства, вряд ли это минус: в банках этого государства открываются счета и похищенные из России деньги работают на экономику этой страны.
Да, это преступление, но в первую очередь в отношении России. Если бы перевод денег из России наносил бы ущерб иностранным государствам, то, смею вас уверить, уголовных дел по отмыванию денег было бы значительно больше, в том числе возбужденных и по отношению к гражданам России. Но пока такие дела исчисляются единицами.
Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что Россия - не агрессор, а жертва иностранной преступности, что видно хотя бы по наркотической атаке.
- Как обстоят дела с задержанием чеченских боевиков и террористов?
- Задержаны 22 человека из 86, объявленных в розыск. Все они причастны к преступлениям на Северном Кавказе, а именно к нападениям на Буденновск, Новолакский район, взрывам и терактам.
- А как их разыскивают? Говорят, что найти чеченского боевика в принципе невозможно?
- Тем не менее находят. Существует определенная тактика оперативно-разыскной деятельности, которая, в общем-то, не разглашается. Но есть определенная система сбора информации и отслеживания перемещений этих лиц, система анализа, планирования. Это целый комплекс. Так что отыскать чеченского боевика вполне реально.
- Говорят, что большинство исполнителей терактов попросту не переживает своих жертв.
- Если взять террористическую деятельность, то все эти акции планируются в глубочайшей конспирации, о них осведомлен очень узкий круг лиц. Когда даются команды к реализации теракта, то большинство людей, участвующих в этой преступной акции, не посвящается в полном объеме. У каждого есть своя функция. К примеру, у одного задача найти транспорт и держать его в определенном месте. Он сам может и не знать, для чего он нужен. Ему просто поставлена задача. Другому - перевести груз из одной точки в другую. Он может и не знать, что он везет. Большинство людей, участвующих в операциях, используется втемную. Те же, кто планирует эту акцию, доверяют друг другу и знают, что от них эта информация не уйдет. Поэтому предотвратить теракты очень сложно. Но тем не менее они предотвращаются. Борьба с терроризмом стала мировой проблемой: терроризм актуален и для Европы, и для Африки.
- Но у российского терроризма есть своя специфика...
- Да, мы пожинаем сейчас плоды распада Союза. В то время появился свободный доступ к огнестрельному оружию, взрывчатым веществам. Контроль за ними был разрушен. В процессе акционирования многих предприятий громадное количество взрывчатых веществ попало в незаконный оборот, в частные руки. Поэтому мы и имеем сейчас столько взрывов. Но этот вопрос почему-то не поднимается, почему-то нет спроса с этих лиц. А винят во всем этом МВД. Хотя в компетенцию МВД сохранность взрывчатых веществ не входит. За это отвечают должностные лица конкретных предприятий.
- Тогда почему же они не отвечают перед законом?
- Здесь вопрос сложный. Раньше производство и поставка взрывчатых веществ строго регламентировались. После акционирования предприятий учет был разрушен. На каком-то заводе продукта производилось больше, чем положено. Далее действие разворачивалось по накатанному сценарию: следовал контракт с некой фирмой, продукция отгружалась, а позже выяснялось, что фирма вымышленная. И существовала она ровно столько, сколько нужно было для заключения этого контракта. В этой ситуации руководитель свои обязанности выполнил, продукцию отгрузил, а за остальное ответственности он как бы не несет.
- Существуют ли какие-либо трения между государствами по конкретным уголовным делам?
- Есть, конечно, но это не полицейские трения. Надо к нашей чести отметить, что полицейские всегда находят общий язык. Отношение к преступнику у них одно, он должен быть привлечен к ответственности. А вот дальше начинаются политические вопросы. В отдельных государствах очень гипертрофированны права человека. Это особенно характерно для маленьких государств: они сразу начинают искать, а не ущемляются ли права преступника. То, что он убил трех человек, это ничего, главное, чтобы соблюдались его права. Процесс выдачи преступника затянется на долгие годы...
- Какие тенденции развития международной преступности можно отметить?
- Международный аспект в преступной среде становится более значимым. Та же проблема автотранспорта, хищение и сбыт культурных ценностей. Я уж не говорю о проблеме наркотиков, детской порнографии в Интернете, которая все более актуальна, о преступлениях в сфере высоких технологий и финансовые аферы. Это все преступления, которые совершаются на международной преступной арене. Эта тенденция год от года усиливается и заставляет изменить взгляд на преступность в целом...