ЕЩЕ НЕ ДОШЕЛ до логического завершения судебный процесс, связанный с деятельностью фирмы "Голден АДА", как разразился очередной скандал, связанный с корпорацией "Госинкор-холдинг" и с подконтрольным ей Гута-банком. И если благодаря деятельности "Голден АДА" из России было вывезено драгоценностей на сумму более 170 млн. долларов, то, как утверждают знающие люди, бывшим руководителям "Госинкора" и Гута-банка удалось выкачать из бюджета в офшорные зоны около 500 млн. долларов.
Скандал этот продолжает резко набирать обороты и уже дал негативные для банка результаты. По нашим данным, один из крупнейших клиентов - МГТС уже якобы приняла решение забрать свои вклады из Гуты от греха подальше. Симптом, прямо скажем, весьма серьезный. И вот по какой причине.
В настоящий момент в Гута-банке держат счета помимо МГТС почти все московские предприятия транспорта и связи: МТС, Мос-трансавто, "Аэрофлот". Кроме того, есть целые регионы, такие, как Московская и Свердловская области, большая часть бюджетных расчетов которых (в Московской области 85%) проходит через Гуту. И в случае внезапного банкротства банка деловая жизнь в столице может быть попросту парализована, а регионы ждет мгновенный финансовый крах.
Поэтому, чтобы разобраться в этой ситуации, мы провели опрос осведомленных лиц, имевших в свое время непосредственное отношение как к самому банку, так и к его учредителю - Государственной инвестиционной корпорации.
СИТУАЦИЮ комментирует бывший заместитель руководителя Государственной инвестиционной корпорации и "Госинкор-холдинга" Александр Кузнецов ("Госинкору" принадлежит контрольный пакет Гута-банка"):
- Корпорация была учреждена Указом президента в 1993 году для привлечения в Россию иностранных инвестиций. Для этого из госбюджета было выделено в уставный фонд 1000 каратов бриллиантов, 5,5 тонны золота, 1,419 тонны платины, 300 тонн серебра, 10 тонн родия, 31,5 тонны палладия. Кроме того, на баланс корпорации перешли несколько особняков в центре Москвы, а также госдача Заречье-4 и дачный поселок Жаворонки. Общая сумма внушительная - свыше полумиллиарда долларов. И цели были благие, и деньги под них имелись, и руководитель был неплохой - Юрий Петров. Но потом он потерял контроль над финансовыми потоками, и они перешли к Гущину. В результате за шесть лет ни копейки инвестиций, драгоценности уплыли за рубеж, госсобственность стала частной, а деньги неизвестно где...
- А что представляет собой господин Гущин?
- Лицо неоднократно судимое. И хотя последний раз он вышел из тюрьмы пятнадцать лет назад - сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Поэтому, когда руководимый им Гута-банк с "Госинкором" образовали холдинг и Юрий Гущин дорвался до государственных денег, судьба их была предрешена.
- Куда же они подевались?
- В основном ушли в капиталы банков - той же Гуты, Свердловского губернского банка, "Инкор-банка", ряда других дочерних компаний, а также в офшоры.
- Недавно на пресс-конференции руководство "Госинкор-холдинга" официально заявило, что с 1997 года г-н Гущин не входит в руководящие органы ни холдинга, ни банка.
- Ну и что? Председателем совета директоров Гута-банка, то есть фактическим хозяином и заместителем руководителя холдинга, является его зять Артем Кузнецов. Так что нити управления он по-прежнему держит в своих руках.
- Получается следующая картина: деньги исчезли, недвижимость стала частной, инвестиций нет. И что же дальше?
- Деньги уже не вернешь. По моим данным, только за период до августа 1998 года Гущин успел перевести в офшоры свыше двухсот миллионов долларов. И я отвечаю за свои слова. Это трагедия, когда такие суммы государственных средств попадают в руки криминального человека. А трагедия Юрия Петрова заключается в том, что он не смог этому противостоять, поэтому, когда придется отвечать, виноватыми окажутся он сам и его сын Александр, который занимает пост президента Гута-банка...
А вот как комментирует ситуацию член Наблюдательного совета "Госинкор-холдинга" Станислав Цыганков:
- За Гута-банк я отвечать не могу, в основном мои вопросы - это вопросы холдинга. (Контрольный пакет Гута-банка принадлежит "Госинкору". - Ред.). Тем не менее могу сказать, что у нас есть предположения насчет того, кто стоит за этим скандалом. Однако мы назовем имена лишь тогда, когда у нас будут неопровержимые доказательства.
- И все же что вы можете сказать по поводу бриллиантов, которые были переданы корпорацией "Ювелирпрому"? Деньги за них так и не поступили, хотя прошло уже около трех лет.
- Причина задержки платежей состоит в том, что "Ювелирпром" оказался банкротом. Поэтому деньги не то чтобы похитили, просто со стороны этой организации невозможно было осуществить платеж по причине ее неплатежеспособности.
- Получается, деньги пропали?
- Они не пропали. Эти деньги могут быть востребованы через суд в соответствии с процедурой банкротства.
- Скажите, г-н Гущин владеет пакетом акций в "Госинкоре", в Гута-банке?
- По поводу Гута-банка я не могу сказать. Возможно, владел когда-то. В "Госинкоре" - нет.
- А зять Гущина Артем Кузнецов является владельцем акций?
- Не знаю. Он входит в совет директоров и является руководителем холдинга.
- Действительно на баланс вашей компании было выделено полмиллиарда долларов, которые потом и ушли неизвестно куда?
- Это не соответствует действительности. Цена того же золота на мировом рынке в 95-м и в 97-м была совершенно разная. Равно как и все остальные активы. Поэтому полмиллиарда - это утопия. Самая корректная цифра - это 350-380 млн. долларов, не больше...
- Не получится ли так, что еще пара-тройка подобных информационных ударов - и ваш банк обанкротится?
- Я бы сказал, что это нас только закаляет. Мы имеем опыт, свою историю, у нас прочный фундамент, так что мы чувствуем себя спокойно и уверены в том, что клиенты от нас не побегут. Да и зачем? Для той же МГТС мы столько сделали: и кредиты, и поставки оборудования, и проект повременной оплаты за телефонные переговоры. Так же и с другими. Так что я считаю, что бояться нам нечего.
ПОСКОЛЬКУ мнения двух руководителей практически диаметрально противоположны, мы обратились к независимому источнику. А именно: к результатам проверки "Госинкора" Главным контрольным управлением Президента РФ за 1997-1998 годы. Напомним, что руководил ГКУ в то время нынешний российский президент Владимир Путин.
Вот некоторые выдержки из официальных документов проверки по поводу реализации драгоценностей "Госинкором":
"...Корпорацией в нарушение данного Указа (Указ Президента о запрете продажи драгоценностей) были заключены два договора с АО "Ювелирпром" о реализации на экспорт бриллиантов. В октябре 1994 года и в феврале 1995 года бриллианты были переданы на реализацию АО "Ювелирпром". До настоящего времени валютные средства за переданные на реализацию бриллианты в сумме 724 тыс. долларов корпорации не поступили, хотя прошло уже около 3 лет.
...В результате проведенной операции (продажа 300 тонн серебра) 5 млрд. рублей (неденоминированных) государственных денежных средств неправомерно было перечислено указанным банкам (тому же Гута-банку), что привело к уменьшению взноса государства в уставный фонд корпорации.
...Всего от реализации радия и палладия недополучено уставным фондом 170 млрд. рублей".
Теперь по поводу исчезновения уставных денег корпорации:
"...Таким образом, "Госинкором" 96,8% имеющегося инвестиционного капитала вложено в собственную инфраструктуру и размещено в активах коммерческих банков..."
Подобных цитат в информации из ГКУ немало, поэтому ограничимся выводом комиссии:
"Поставленная корпорации задача в Указе Президента Российской Федерации от 2 февраля 1993 года - выступать гарантом иностранным и отечественным инвесторам - не выполнена в полном объеме. Система страхования привлекаемых инвестиций "Госинкором" не создана".
Как видите, результаты проверки комиссии из Главного контрольного управления скорее доказывают правоту Александра Кузнецова. Поэтому невольно возникает вопрос: так ли уж уверенно чувствует себя сегодня Гута-банк? И не ожидает ли Москву и Московскую область второй дефолт в случае его банкротства? Последний вопрос для столицы и ее области в настоящий момент более чем актуален.