ОТЕЧЕСТВЕННЫМ меломанам впору посыпать голову пеплом и в скорби раздирать на себе кожаные "косухи": вполне возможно, знаменитая "Горбушка" и рынок в Митино, давно ставшие аудио- и видео-Меккой, далеко не только столицы, прикажут долго жить уже в марте нынешнего года, когда закончится срок действия выдаваемой на полгода лицензии. По крайней мере, такого развития событий не исключает руководство управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) г. Москвы, которому изрядно надоел контрафактный Эдем, устроенный "проклятыми расхитителями" интеллектуальной собственности в Первопрестольной, под самым носом МВД. Именно отсюда, из Москвы, заполняются аудио- и видеоконтрафактом "теневые" рынки около 70 городов бывшего Союза.
Патриархальная романтика Флинта и Фрэнсиса Дрейка, бравших на абордаж "золотые" галионы испанцев, выглядит вялой меланхолией перед размахом бизнеса нынешних интеллектуальных "пиратов". Только в 1999 г., по оценкам зарубежных специалистов и фирм-производителей, из-за "предпринимательства" подобного рода мировая экономика понесла убытки в размере 14 млрд. долларов.
По степени доходности интеллектуальное флибустьерство стоит в России примерно на 4-5-м месте в сфере всего преступного бизнеса. На каждый вложенный доллар отечественные корсары свободного рынка получают в виде прибыли десять. И это при том, что еще год назад в России продукция, произведенная с нарушением авторских прав, составляла 80-90% от ее общего объема. Речь идет прежде всего о таких специфических товарах, как компьютерные программы, базы данных, фонограммы музыкальных произведений и т. д.
Одним из основных поставщиков контрафакта в нашу страну до недавнего времени была Болгария. Однако наведенный в ней порядок в области лицензирования заставил "теневиков" принять быстрые адекватные меры: оборудование шести заводов, производящих "пиратские" компакт-диски, было не мудрствуя лукаво лихо "переброшено" в Россию и Украину. А прозрачность границ СНГ многократно увеличила эффект от этой деловой инициативы современных поклонников "Веселого Роджера".
Чтобы противостоять развитию "пиратства" в России, в 1999 г. в ГУБЭП был сформирован специальный отдел по борьбе с преступлениями, связанными с посягательством на интеллектуальную собственность. Только за первое полугодие прошлого года его оперативники раскрыли свыше 1000 преступлений, квалифицированных как воровство торговой марки или нарушение авторских прав. Пресечена деятельность 125 подпольных производств. К уголовной ответственности привлечено более 750 человек, а "левой" продукции изъято на сумму свыше 30 млн. долларов.
Так, например, недавно был "вычислен" цех, в котором доморощенные кондитеры бойко расфасовывали какао-порошок под торговой маркой "Красного Октября". Экспертиза показала, что вся эта фасованная дрянь, не имевшая ничего общего с продукцией известного в стране предприятия, представляла собой отходы производства по переработке какао-бобов, завезенные из африканской страны. В другом случае сотрудники нового подразделения ГУБЭП вышли на "бизнесменов", задумавших поправить свои финансовые дела путем закупки по бросовым ценам за рубежом просроченного фирменного пива и продажи его в горячо любимом Отечестве, предварительно сменив этикетки на более "свежие", в смысле их типографского изготовления.
Достаточно шумный след оставила "унесенная оперативным ветром" некая фирма "Шторм". Ее центральный офис, расположенный в одном из районов Москвы, был проверен в январе нынешнего года. "Штормовой" порыв деловой инициативы успешно (хотя и противозаконно) материализовался в виде 650 тысяч поддельных музыкальных компакт-дисков, стоимость которых превысила 1,5 млн. долларов. Было также изъято около двух миллионов единиц полиграфической продукции и оргтехника. "Студия", не имевшая даже статуса юридического лица, каких-либо учредительных документов и лицензии, за два года стала одним из монополистов России по продаже аудио- и видеопродукции. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что эти "кустари-одиночки с моторами" размещали свои производственные мощности на территории известного на всю страну оборонного предприятия - Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева, а также в ОАО "Московский трубный завод "Фили".
Как считает руководство ГУБЭП, заниматься "непыльным" ремеслом интеллектуальных "пиратов" все новых и новых "джентльменов удачи" прельщает сведенный практически к минимуму риск расплаты. Несовершенство законодательства, мягкие санкции, отсутствие должной практики расследования подобного рода преступлений - все это привело к тому, что среди любителей поживиться за счет того же Билла Гейтса, "Сони" или студий Голливуда, к уголовной ответственности привлекается чаще всего низовое звено этих достаточно устойчивых преступных групп - мелкие реализаторы контрафактной продукции. Да и те в судах получают либо условные наказания, либо освобождаются по амнистии.
Начальник управления ГУБЭП МВД России Владимир Макаров убежден, что заоблачные цены на "фирменную" продукцию в нашей стране не могут не поощрять различных умельцев создавать "самтрестовские" аналоги и предлагать их потребителю по гораздо более приемлемым ценам. Одним из реальных выходов из этой ситуации начальник управления ГУБЭП считает инвестирование капиталов этими фирмами в развитие дочерних производств на территории самой России, что намного удешевит их продукцию, а значит, нанесет серьезный удар по "пиратам".