Примерное время чтения: 5 минут
157

ВОЙНА по "закону курятника"

По последним разведданным, более 8 тыс. боевиков сосредоточились в горах на юге Чечни. По приказу Масхадова они перешли к тактике партизанской войны. В отсутствие сплошной линии фронта отряды террористов широко используют рейдовые действия, обходы и охваты с флангов и тыла. Излюбленный прием головорезов Хаттаба, Арби Бараева и других полевых командиров - это внезапные ночные обстрелы и действия из засад.

НАШИ войска в горной войне сейчас применяют особую тактику. В первую чеченскую кампанию "зачистку" ущелий осуществляли чаще всего методом "вывернутой перчатки". Это когда бронетанковые колонны и пешие бойцы двигались сначала по одним склонам гор, а потом возвращались по противоположным. Теперь руководствуются так называемым законом курятника: кто выше сидит, тот и сильнее. Поэтому в Аргунском и Веденском ущельях, где находятся основные базы боевиков, идет борьба за господствующие высоты. А в ней главную роль играют вертолеты. Именно они наиболее эффективно уничтожают огневые точки противника и высаживают тактические воздушные десанты в самые труднодоступные места.

Летающие "мишки"

У боевиков к вертолетчикам особые счеты. Еще в начале этой войны шариатский суд Ичкерии заочно приговорил все экипажи ударных вертолетов Ми-24, летающих в чеченском небе, к смертной казни. Впрочем, главарями бандформирований приказано не брать в плен и пилотов военно-транспортных Ми-8, и транспортно-десантных Ми-6 и Ми-26. Такой непоправимый урон наносят им летающие "мишки".

А ведь все они далеко не первой молодости. Ми-24 впервые в воздух поднялся 15 сентября 1969 г. Сейчас в войсках более

1 тыс. таких машин. Основные их недостатки знакомый вертолетчик выразил одним словом - "старухость". К тому же нет аппаратуры топопривязки к местности, и ориентирование осуществляется на глазок. Но главное, на многих вертолетах отсутствует засекреченная связь. Поэтому боевики нередко вклиниваются в авиационные радиочастоты и пытаются дать ложные целеуказания экипажам.

Все вертолеты, созданные в ОКБ Миля, имеют хорошую живучесть. На авиабазу они нередко приземляются с 20-30 пробоинами, но после короткого ремонта вновь идут в бой. Однако недавняя гибель в Аргунском ущелье лучшего вертолетчика России Героя Советского Союза полковника Николая Майданова показала, что бронезащита машины оставляет желать лучшего. Поэтому почти каждый полет в небе Чечни на вертолете - это немалый риск.

В конце 1998 г. старичку Ми-24 влили свежую кровь. На московском вертолетном заводе ему поставили модернизированные винты, установили лазерный дальномер, новую радиостанцию с закрытым режимом связи и расширенным частотным диапазоном. Крейсерская скорость Ми-24Вм достигла 260 км/час, максимальная - 315 км/час. Статический потолок - 3000 м. Дальность полета с нормальной взлетной массой (10,5 т) - 416 км. На модернизированный вертолет поставили усовершенствованный комплекс противотанковых ракет и новую систему управляемого вооружения класса "воздух - воздух".

Недавно в Центре боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации прошли испытания вертолета

Ми-8МТКО (модернизированный, тяжелый, круглосуточный, очки ночного видения). Машина оснащена усовершенствованной силовой установкой. Но главное, на модернизированном вертолете установлен комплекс авионики, аналогичный знаменитому самолету МиГ-29СМТ. Это позволит даже ночью на предельно малых высотах вести боевые действия как высокоточным, так и обычным вооружением. Однако модернизация одного Ми-8МТКО стоит более миллиона долларов, себестоимость комплекта авионики для МиГ-29 - 600 тыс. долл. Увы, российским ВВС это не по карману. Тем более из-за бедности остаются несбыточной мечтой новейшие милевские машины, самые мощные боевые вертолеты в мире Ми-28 и Ми-28Н.

Для чего берегут "Черную акулу"?

Непонятные интриги в Чечне ведутся со знаменитыми "Черными акулами". Из Торжка в Моздок в конце прошлого года были переброшены три таких вертолета огневой поддержки Ка-50. Но до сих пор они не получили боевого крещения. А ведь сообщалось, что это идеальное средство ведения войны в горах.

Впервые в воздух "Черная акула" поднялась 17 июня 1982 г. Машина создана по соосной схеме, имеет фюзеляж самолетного типа. В отличие от Ми-24 управляется одним пилотом. Максимальная скорость - 310 км/час. Статический потолок без учета влияния земли - 4000 м, практический - 5500 м. Дальность полета с полной заправкой внутренних баков - 455 км, дальность перегоночная - 1200 км.

Ка-50 - настоящий воздушный "киллер". Вертолет оснащен мощным ракетно-пушечным вооружением. Имеет одну 30-мм пушку, два 23-мм подвесных пушечных контейнера, 12 пусковых управляемых противотанковых ракет, 4 пусковые установки с 20 неуправляемыми ракетами калибра 80 мм каждая, авиабомбы, баки с зажигательной смесью.

"Черная акула" поразительно живуча на поле боя. Как и легендарный штурмовик "Грач", это настоящий "летающий танк". Бронированная "капсула", в которой находится летчик, выдерживает попадание не только из автомата или пулемета, но и снаряды 30-мм зенитной пушки. Как отмечает специализированный военный журнал "Милитери парейд": "Ка-50 - не просто хорошая машина, это новое направление в вертолетостроении и тактике армейской авиации. Предназначенный для "нейтрализации" боевого американского вертолета АН-64 "Апач" Ка-50 превзошел его по всем показателям".

Однако в этой бочке меда есть существенная ложка дегтя. Американские "Апачи" уже получили боевое крещение в 1991 году в ходе "Бури в пустыне". А у нашей хваленой "Черной акулы" пока нет боевого опыта. Из-за этого Ка-50 никак не может найти богатого покупателя. Сильно подпортила репутацию "Черной акулы" трагедия, произошедшая в июне 1998 года. Тогда во время исследовательского полета погиб начальник Центра боевого применения Герой России генерал Борис Воробьев.

С тех пор, видимо, избегают малейшего риска. Но это страусиная политика. Конечно, если в небе Чечни "Черная акула" потерпит катастрофу или будет сбита, то ее репутации будет нанесен непоправимый ущерб. Но и боязнь "обкатки" Ка-50 в боевых условиях ставит крест на планах продажи этой боевой машины.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно