К нам обратился коллектив Качканарского горно-обогатительного комбината с просьбой опубликовать статью, в которой говорится о плачевной ситуации на данном предприятии. Публикуемый материал освещает только одну точку зрения на данную проблему, поэтому вопрос остается открытым для дальнейшей дискуссии. 2000 г. начался для многих жителей уральского тихого городка Качканар с серьезных потрясений. И виной тому ситуация, сложившаяся на горнодобывающем металлургическом предприятии "Ванадий".
Как все начиналось
Еще три года назад Качканарский горно-обогатительный комбинат находился в весьма плачевном состоянии. В долгах как в шелках: задолженность по зарплатам - 150 млн., по пенсиям - 220, и 800 - по другим фондам. Кредиторам должны - аж больше миллиарда. И тогда на комбинат пришли новые собственники - холдинг "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК). Проект развития "Ванадия" стал для "медных королей" приоритетным.
НАША СПРАВКА:
ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий" (Свердловская обл.) - сегодня одно из крупнейших горнодобывающих предприятий российской металлургии, производитель железованадиевого концентрата. Ежегодный объем добычи сырой руды на комбинате составляет примерно 45 млн. тонн, железорудного концентрата - 7 млн. тонн, а объем продаж - свыше 350 млн. долл. На предприятии работают более 10 тыс. человек.
Золотой рекой потекли туда средства, материалы, иностранные инвестиции, лучшие специалисты. Тогда главным менеджером по проекту был назначен Джалол Хайдаров (в конце 1998 г. он был назначен на должность генерального директора ГОКа), долгое время проработавший под началом известного бизнесмена Искандера Махмудова. Предприятие заработало, люди воспряли духом в предчувствии новой, обеспеченной жизни. Но... Примерно через год стали поговаривать, что, мол, не все ладно идет у нового руководства, специалисты-металлурги постепенно стали сомневаться в компетентности Хайдарова и его окружения. Противоречия усугубились к середине прошлого года. Руководство УГМК стало понимать, что Хайдаров стал проводить на комбинате свою политику, противоречившую интересам холдинга. Например, поставки сырья Качканарского комбината на Нижнетагильский металлургический комбинат (основной потребитель продукции ГОКа) шли через подконтрольную господину Хайдарову посредническую фирму "Полипром". Только используя разницу в цене на сырье, гендиректор за 1999 г. вывел с комбината 1,2-1,3 млрд. руб.! Балансовая же прибыль ОАО "Качканарский ГОК" за 9 месяцев 1999 г. снизилась по сравнению с тем же периодом прошлого года более чем в пять раз. Были свидетельства о занижении группой Хайдарова реальной прибыли комбината и ее переводе в другие фирмы. Из-за этого, кстати, сократились отчисления ГОКа в региональный и федеральный бюджеты.
Погоня за личной прибылью вытеснила у Хайдарова и компании внимание к чисто техническим процессам. Это чуть было не обернулось настоящей трагедией.
На грани экологической катастрофы
2 ноября 1999 г. произошел прорыв дамбы, куда складывались отходы производства. Загрязненной токсическими отходами оказалась большая территория по реке Вые. Подтоплены город Качканар, поселки Лесной, Валериановск, Ис и десять деревень. Ремонт дамбы был проведен неудовлетворительно, но аварию можно было предотвратить. Хайдаров и его заместитель господин Гареев об этом знали, но не потрудились принять меры. Хотя еще за месяц до прорыва дамбы Госгортехнадзор Свердловского округа вынес предписание срочно отремонтировать дамбу. Авария эта привела к ущербу для ГОКа в 250 млн. руб., но самые большие проблемы с дамбой ожидаются еще и весной, в период половодья. На заседание правительства области, которое рассматривало причины и последствия аварии, Хайдаров и Гареев просто не явились. На этом же заседании говорилось об ошибочной политике гендиректора, который назначал персоналу комбината, среди которого немало классных специалистов, несоразмерно с оборотом и прибылями низкие зарплаты. Чаша терпения правительства области и руководства УГМК была переполнена. Правительство области, обладающее золотой акцией Качканарского ГОКа, выступило с инициативой заменить руководство комбината.
Совет директоров
28 января 2000 г. совет директоров ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий" принял решение (в соответствии с п. 3 ст. 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" и пп. 31.15, 33.1 устава совета директоров) о досрочном прекращении полномочий генерального директора ОАО "Ванадий" Джалола Хайдарова и председателя совета директоров Дамира Гареева и назначении генеральным директором Андрея Козицына и председателем совета директоров Александра Коцубу. Во исполнение решения совета директоров 28 января в 20 час. 30 мин. Козицын и Коцуба приступили к исполнению своих новых обязанностей. Кстати, следует подчеркнуть, что правомерность процедуры смещения с должностей Гареева и Хайдарова была подтверждена решением городского суда Качканара от 1 февраля 2000 г.
Андрей Козицын: Андрей Анатольевич Козицын родился 9 июня 1960 г. в городе Верхняя Пышма Свердловской области в семье рабочих. Его отец всю жизнь проработал водителем, мать - диспетчером.
После окончания средней школы Андрей Козицын поступает в Уральский горно-металлургический техникум им. Ползунова. Закончив и отслужив в рядах Вооруженных сил, по распределению поступает на работу слесарем на комбинат "Уралэлектромедь". В течение следующих 20 лет Андрей Козицын проходит все ступени - от мастера до коммерческого директора родного комбината.
На руководящих должностях Андрей Козицын добивается невиданного процветания предприятия. Его стараниями комбинат "Уралэлектромедь" становится флагманом уральской металлургии, завоевывает лидирующие позиции на отечественном и зарубежном рынках.
В 1995 г. решением cовета директоров Андрея Анатольевича Козицына назначают генеральным директором АО "Уралэлектромедь". Тогда же он заканчивает металлургический факультет Уральского политехнического института.
В 1999 г. Андрей Козицын награжден орденом Дружбы "За заслуги перед государством, большой вклад в развитие цветной промышленности и многолетний добросовестный труд". Но это была не первая его награда - в 14-летнем возрасте Андрей Козицын был награжден медалью за спасение утопающих.
29 января 2000 г. решением cовета директоров Андрей Анатольевич Козицын назначен генеральным директором качканарского горно-обогатительного комбината "Ванадий". Его первыми приказами стали приказ "О повышении заработной платы всем работникам комбината на 30% с последующим ежемесячным повышением на 10% в апреле и июне и дальнейшим повышением пропорционально росту индекса потребительских цен", "О доплате за питание", "О ежемесячном премировании инженерно-технических работников".
Андрей Анатольевич Козицын живет в городе Верхняя Пышма, в собственноручно построенном доме.
В свободное время увлекается изучением истории Российского государства.
Работает над кандидатской диссертацией.
Женат, имеет двухлетнюю дочь.
Хобби: работа.
Программа А. А. Козицына
1. Проведение всестороннего финансово-экономического аудита (анализ задолженности, убытков, системы взаимозачетов, договоров по сбыту) с целью значительного повышения рентабельности комбината.
2. Пересмотр структуры капитальных вложений с целью повышения их эффективности.
3. Осуществление мер по замене устаревшего оборудования и техническому перевооружению предприятия.
4. Осуществление на основе увеличения рентабельности дальнейшего повышения заработной платы, решение социальных проблем трудового коллектива, совершенствование социальной сферы Качканарского ГОКа.
5. Проведение технического аудита по проблеме природопользования и выработка экологической стратегии ГОКа.
6. Уточнение и анализ затрат по возмещению ущерба от аварии.
7. Заключение между Качканарским ГОКом и администрацией города взаимовыгодного соглашения о сотрудничестве, направленного на повышение качества жизни горожан.
8. Разработка, согласование и обсуждение с трудовым коллективом социально ориентированного коллективного договора на 2000 год.
9. Создание системы информирования и изучения общественного мнения трудового коллектива с целью оздоровления социально-психологического климата на комбинате.
А был ли "вооруженный захват"?
Вместо того чтобы подчиниться законно принятому решению и мирно покинуть кабинеты, Гареев и Хайдаров (на момент снятия с должности находившийся на лечении в Москве) начали отчаянно сопротивляться. Группа Хайдарова начала грязную войну в СМИ, обвиняя новое руководство ГОКа в насильственном - при помощи вооруженных людей в масках, якобы ворвавшихся в заводоуправление, - захвате власти. Своим красноречием Хайдарову удалось ввести в заблуждение даже председателя Госдумы Геннадия Селезнева, который в первые же дни конфликта стал фактически оказывать давление на правоохранительные органы, требуя "пресечь" и "наказать" якобы "незаконные действия криминальных структур (!)" по смещению гендиректора. На самом же деле те "вооруженные люди" были сотрудниками личной охраны руководителей УГМК и прибыли на комбинат для того, чтобы обеспечить законный доступ акционеров комбината на предприятие. Начальник городского отдела внутренних дел Качканара В. Полетаев заявил, что "никаких конфликтов силового воздействия в пятницу, 28 января, на Качканарском ГОКе не было". По его словам, вооруженные люди на комбинате действительно присутствовали, но это была личная охрана, работающая по договору на законных основаниях. Все попытки группы Хайдарова придать конфликту криминальный оттенок закончились 2 февраля 2000 г. официальным отказом прокуратуры города Качканар возбудить уголовное дело "по сообщениям о силовом вооруженном захвате" предприятия в связи с "отсутствием состава преступления".
"Мир. Труд. Май". Или - проигравшие не сдаются?
Хайдаров и компания растрезвонили в СМИ, что качканарцы все как один поднялись на борьбу с новым "незаконным" руководством и вышли на митинг. На деле было так. Ранним субботним утром 29 января группа молодых, с хорошей физподготовкой людей "десантировалась" в Качканаре на автобусах и машинах. Прибыли ребята из Серова и Нижнего Тагила "спасать" качканарцев от "монстра" Козицына. Вскоре выяснилось, что "митингующие рабочие" оказались... наемниками и "идейными" членами некоего общественно-политического движения "Мир. Труд. Май". Это сомнительное движение через посреднические фирмы финансировалось (за счет прибыли комбината, естественно) самим Хайдаровым. Руководитель "партии" А. Бурков после смены руководства ГОКа испугался до смерти, что теперь его отлучат от богатой кормушки, пошел просто на экстремистские действия. Его молодчики попытались захватить администрацию ГОКа и... здание городской мэрии. Причем все это безобразие маскировалось под праведный гнев рабочих предприятия (хотя в этой толпе было от силы с десяток работников комбината).
Качканарцы стали свидетелями спланированной акции, в которой приняли участие хорошо обученные люди. Но горожане не дали демагогам и авантюристам втянуть себя в грязные игры.
Как сообщает "Регион-Информ", мэр Качканара Виктор Сухомлин требует от областных и федеральных властей признать движение "Май" экстремистской политической организацией.
Об этом в интервью "Регион-Информу" сообщил сам Виктор Сухомлин. По мнению Сухомлина, после того как "Май" стал виновником острых событий в Качканаре и других городах Свердловской области, а также ряде регионов России, с этой организацией необходимо поступить по всей строгости закона. По словам мэра Качканара, им уже направлены запросы на имя губернатора Свердловской области и спикеров обеих палат Законодательного собрания, а также депутату Государственной Думы Валерию Воротникову.
Чего хочет новое руководство?
Сейчас, к счастью, страсти вокруг ГОКа поулеглись. Люди просто начали нормально работать. Новый гендиректор Козицын первым делом рассмотрел вопрос о поднятии и регулярной выплате зарплат. С 1 февраля произведено повышение на 30% зарплат всем сотрудникам ГОКа. В апреле - июле планируется поднимать зарплаты еще на 10% каждый месяц. Принято решение о введении компенсационных выплат на питание в столовых комбината.
Сегодня комбинат работает в нормальном ритме. Принят план об увеличении оборотов предприятия, а также ликвидации ошибок и преступной халатности прежнего руководства "Ванадия".