Примерное время чтения: 6 минут
158

Зачем Москве столько заводов?

РАЗНИЦА между коровой и овцой очевидна. Но и сходство имеется. Крупный рогатый или мелкий безрогий, все одно - скот. И все сильно удивились бы, начни вдруг верхи кампанию по поддержке коров, приказав овцам и прочим кроликам промышлять самостоятельно. Такая дискриминация в мире прирученных животных непредставима. А на самом деле - обычное явление. В Москве производственной. Крупные и старые предприятия столичная власть называет "городской промышленностью". Мелкие и новые - "предпринимательством". Первые производят товары, вторые... тоже. Но в московском правительстве существуют два начальника: промышленностью руководит Евгений Пантелеев, а предпринимательством - Евгений Егоров. Само собой, у каждого из них свое ведомство, свой штат, сидящий на зарплате из бюджета, и "комплексная программа" деятельности на 2001 - 2003 гг. И задачи, прописанные в этих программах, сугубые, в том смысле, что тоже разные.

"Священные коровы"

В СОЛИДНОЙ весовой категории "городская промышленность" у нас выступает около 1200 предприятий полного спектра отраслей - от металлургической до атомной. Убыточными официально признаны "всего" 220. Но не секрет, что сегодня весь горпром использует лишь 10-50% своих мощностей. В переводе на язык, понятный массам, это означает: наши фабрики-заводы работают вполсилы, и это еще в лучшем случае. Остальную, не растраченную в трудах часть своей "силы" они сдают в аренду коммерсантам, имея до 200 долл. за 1 м2. При этом промышленные цеха, склады, административные корпуса и глухие заборы занимают около 16 тыс. га - почти пятую часть столичной земли, которая на наших глазах превращается в дефицит. Уже и Москомзем признает, что испытывает трудности при выделении свободных участков для разного рода застройки.

Не хватает помещений московским вузам (на каждого студента их приходится на 20% меньше нормы), общественным объединениям, предпринимателям. А старые производства занимают места вдвое больше, чем им нужно. Казалось бы, подходящий момент, чтобы радикально сократить промзоны и вернуть их земли городу. Но вот поразительное известие: Департамент науки и промышленной политики г-на Пантелеева ближайшие три года намерен посвятить противоположному занятию - "формированию условий для расширения масштабов производства". Кроме прочего, это грядущее "расширение" - любопытный образец заботы чиновников об интересах горожан. Финансировать "рост масштабов" планируется за счет московской казны (см. таблицу), иначе говоря, из кармана налогоплательщиков. Надо понимать: москвичам, которые на заводы работать не идут, а попав туда, бегут при первой возможности, очень надо, чтобы столица производила собственные станки и грузовики и год от года увеличивала их выпуск.

Желание отцов города вкладывать казенные деньги в фабрики и заводы, что называется, ни умом не понять, ни аршином общим не измерить. Похоже, это вопрос веры или определенной системы ценностей... Тут самое время вспомнить об отклике читательницы нашей газеты на мою давнюю публикацию об автозаводах. Она позвонила и долго рассказывала о том, что уже вышла на пенсию, а жизнь прошла на ЗИЛе и здоровье осталось там же. А закончила неожиданно: "Как вы смеете писать, что ЗИЛ Москве не нужен! Безобразие! ЗИЛ - ЭТО НАША ГОРДОСТЬ!!!" Может, и так. Но остается вопрос: по карману ли нам такая "гордость"?

"Самостоятельные кролики"

ПО СЛОВАМ главы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгения Егорова, три года назад - до дефолта - в столице появилось 15 тыс. малых производств. Теперь их на 3 тыс. меньше. В отличие от крупных мелкие предприятия выпускают товары для городских нужд. И, например, из Парижа крупная промышленность выдворена, а пошивочные, кулинарные, обувные, мебельные и прочие мастерские и небольшие цеха оставлены. Но тут у нас, ясное дело, не Париж.

Малые производства по-московски - это бедные родственники промышленных тяжеловесов, у которых вынуждены снимать угол. Обычно настолько тесный, душный, не отвечающий ни требованиям техники безопасности, ни санитарным нормам, что язык не поворачивается назвать его "производственным помещением". Не говоря уж о том, что прокат всей этой антисанитарии несуразно дорог. "Идея собирать под крышей крупного много малых предприятий непродуктивна. Арендные отношения, как правило, складываются не в пользу малых, им нужно выделять землю под собственное строительство", - недавно заметил все тот же г-н Егоров. Чтобы хоть как-то сдвинуть проблему с мертвой точки, создан городской фонд нежилых помещений для малых предпринимателей. Но пока этих помещений мало, а отвечающих требованиям современного бизнеса - и того меньше, на всех желающих не хватает.

Пару пятилеток назад открыть новое дело в столице было легче, чем теперь: усложнилась процедура регистрации. Но нельзя сказать, что число малых предприятий уже превысило потребности столичной экономики. Напротив, например, в спальных районах наблюдается дефицит торговых и сервисных фирм. А в связи с грядущей коммунальной реформой "предпринимательский" департамент призывает районные управы - "бегом, пока не поздно" - создавать и поддерживать малый бизнес в сфере услуг для квартировладельцев и съемщиков жилья. Ведь понятно, когда будет введена 100%-ная оплата за коммуналку, горожане начнут требовать и 100%-ного качества сервиса. Развитие малого предпринимательства в ближайшие три года тоже планируется финансировать из бюджета Москвы. Но суммами, несравнимо более скромными, чем фабрики-заводы (см. таблицу). И пойдут эти деньги не на "рост масштабов" и разного рода "расширения", а на разработку нормативов, программ и прочие фундаментальные труды по активизации деловой инициативы.

Предмет в проруби

ПОЛУЧАЕТСЯ, малые предприниматели как "промышляли самостоятельно", так и впредь им это разрешено. А "гиганты промышленности" всегда могут перехватить какие-то деньги на сдаче в аренду своих помещений, выпросить льготный кредит или некую сумму из бюджета. Но ведь и те и другие уже давно - АО, ЗАО, ООО, то есть коммерческие структуры. И, выкупая пакеты акций, вливая деньги на счета крупных производств, московское правительство осыпает милостями команду одних - неудачливых и нерасторопных предпринимателей за счет других, успешных. В прошлом году налоги от горпрома составили всего 18,6% столичной казны, а от предприятий малого бизнеса - почти вдвое больше.

Характерная деталь: судя по таблице расходов, на поддержку столичной промышленности из бюджета РФ будет выделено совсем немного, особенно на фоне затрат горказны. Это соотношение уже много лет не меняется: федералы скупятся, столица демонстрирует щедрость. Известно, что Россия пытается строить постиндустриальное общество. Москва, наверное, тоже, но почему-то устаревшими методами. И в итоге болтается между вчера и сегодня. Буквально как известный предмет в проруби.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно