ФАМИЛИЯ Кио для каждого из нас давно уже стала синонимом слова "фокусник". Эта цирковая династия по известности недалеко ушла от потомственных дрессировщиков Дуровых. А самый яркий из Кио - Игорь. Человек, сделавший не только отличную карьеру, но живущий ярчайшей жизнью. Он успел побывать зятем Леонида Ильича Брежнева! Весной этого года Игорь совершил турне по Израилю, а недавно вернулся с гастролей из Нью-Йорка. О тайнах своей профессии единственный в мире фокусник - обладатель престижнейшей премии Королевского цирка Бельгии "Оскар" - говорил с корреспондентом "АиФ. СВ".
- ИГОРЬ Эмильевич, вы, человек, творящий на сцене поистине чудеса, верите ли в них сами?
- Наверное, это покажется странным, но я даже в детстве в чудеса не верил. Оно и понятно - отец раскрыл мне секреты всех своих фокусов, когда я был совсем маленьким. Но, узнав, что любая сказка так легко объяснима, я все же не разочаровался. Наряжаясь в 5 лет лилипутом, понимал, что никогда не стану поваром или космонавтом - выбор профессии был предопределен отцом. И вот я уже более 40 лет занимаюсь, если можно так сказать, массовым производством чудес на сцене и на манеже.
- Вся ваша работа нацелена на то, чтобы провести зрителей. Как вы вообще относитесь к понятию "обман"?
- Безусловно, без него в моем творчестве не обойтись. Но ведь я предлагаю публике необычные условия игры, и люди получают удовольствие от этого обмана.
Распилил и... полюбил
- ВАШ отец Эмиль Теодорович Кио, вы, ваш старший брат Эмиль - потомственные иллюзионисты. А будет ли продолжение династии?
- Подрастает внук Игорек, который лет в семь вышел со мной на манеж Большого цирка и представил номер с превращением куклы в медвежонка. Но станет ли он иллюзионистом - этого сказать пока не берусь. Второй внук пока разговоров на эту тему не заводит.
- А ваши две Виктории - дочь и жена - причастны к миру иллюзиона?
- Да, Вика-младшая ассистирует мне, хотя вначале была дрессировщицей - работала с собачками и пони. Супруга же - самая главная моя актриса-помощница.
- Как вы познакомились с ней?
- В свое время она закончила музыкальное училище и должна была ехать преподавать хоровое пение в сельскую местность. Но, видимо, на то воля судьбы, пришла вместе с подругой ко мне - решила попробовать себя в иллюзионном жанре. Не получив специального образования, моя жена в последнее время пробует себя в амплуа художника по костюмам. По ее эскизам одеты балет, ассистентки и солистки шоу.
- Любовь родилась, когда вы "резали" будущую жену пилой?
- Практически. Нам пришлось пройти много испытаний, прежде чем мы поженились. Дело в том, что вскоре после нашего знакомства Вика вышла замуж. Потом были разводы: ее - с первым мужем и мой - со второй женой. А до него - авария, когда мы с Викой врезались в столб прямо у фасада 24-й московской городской больницы... После случившегося мы уже знали, что ее переломы и мои ссадины и шишки общие.
- Кстати, может, тайну знаменитого "распиливания" женщины раскроете?
- Всего сказать не могу, но вот один секрет - пожалуй... Есть много вариантов этого трюка. В классическом участвуют две ассистентки: одна "складывается" в верхней половине ящика, а другая лежит в столе, демонстрируя "отпиленные" ноги из второй половины иллюзионного аппарата. Правда, в моем современном варианте никакого стола нет...
Зарплата фокусника
- ЕСТЬ ли среди представителей вашего жанра очень богатые люди - у нас и за рубежом?
- Честно признаться, я не люблю считать чужие деньги, но такие люди, безусловно, есть везде. Богатых иллюзионистов много, а вот профессионалов... На Западе иллюзионисты получают огромные гонорары. В двадцатку богатых, например, входит тот же Дэвид Копперфилд. Там гонорары полностью зависят от рыночной системы, от "спроса на товар" иллюзионистов. Если они работают во дворцах спорта, то, естественно, получают десятки тысяч долларов за выступление. У нас другая экономическая ситуация. Сейчас мы уже имеем возможность зарабатывать достаточно хорошо, но у российских зрителей нет возможности ходить на все представления, как, допустим, лет десять-двадцать назад.
- Вы можете назвать себя вполне обеспеченным человеком?
- Если брать наши российские критерии, то я особенно ни в чем не нуждаюсь, а если судить по западным меркам... Но я не могу себе сегодня позволить не работать. Можно провести такую параллель: при советской власти я в цирке получал высшую тарификационную ставку, и равнялась она трем-четырем бутылкам водки... Сейчас же, отработав одно представление, я могу купить подержанный автомобиль, но не "Мерседес"...
- Могли бы вы назвать свой самый большой гонорар в советское время?
- В советское время понятия "гонорар" для артистов не существовало. Все зависело от количества представлений за месяц, у меня их было минимум 40. По советским временам зарплата у меня была приличная - 1000 рублей в месяц.
Мы с Юрием Никулиным часто ездили за границу. Помню, выступали в Нью-Йорке в самом большом зале - "Мэдиссон-сквер-гарден". Все выступления были аншлагами. И мы с Юрием Владимировичем получали самые высокие ставки - 20 долларов за представление. За счет этого и жили чуть получше, чем профессор, который тогда официально получал 300 рублей. Но если ты решался купить за границей автомобиль, то должен был с этого момента отказывать себе во всем. А я вот решил купить в Америке жене норковую шубу - и отработал за нее ровно два месяца.
- А самый большой гонорар в наши дни?
- Два раза в жизни я получил гонорар в 25 тысяч долларов за выступление.