Примерное время чтения: 7 минут
299

Игорь Шабдурасулов ловит кайф от отставки

Когда в 1998 г. Игорь Шабдурасулов уходил из администрации президента "рулить" ОРТ, он зарекся: на госслужбу больше ни ногой. Но, как оказалось, это расставание с чиновным кабинетом было для него не первым и не последним. Последний раз он уволился из Кремля прошлым летом. Сегодня его жизнь связана в том числе с фондом "Триумф", который вручает национальные премии в области культуры.

Три хождения на государеву службу

- Как в администрации президента принято провожать сотрудников в отставку?

- Кто-то приглашает к себе сослуживцев, чтобы выпить по рюмке, сказать всем "спасибо" и уйти. Кто-то обходится без этого. Я обошелся. Не было особого желания ни у меня, ни у моих коллег.

- Уходили без скандала?

- Все было очень спокойно. Заявление об уходе я написал сразу после избрания президента. Так сделало все руководство администрации. Тех, кого президент хотел видеть в своей команде, он оставил. В том, что мое заявление рано или поздно будет подписано, сомнений не было ни у меня, ни у моего непосредственного начальника Александра Волошина.

- Как вы сдавали дела? У вас был какой-то обходной лист, который нужно было подписать у завхоза, библиотекаря, охраны?

- Конечно же, листок был, как у любого работника. Но книжек из библиотеки я не таскал, поэтому проблем не возникло. У меня было достаточно времени, чтобы разобрать свои бумаги, увезти домой личные книги, вещи. Когда президент подписал указ, я был в состоянии сложить оставшееся в небольшой портфельчик и закрыть за собой дверь. Но забавная история с "освобождением помещения" все-таки случилась.

В третий раз я пришел в администрацию под конкретный проект - создание "Единства" и парламентские выборы. Поэтому ко мне часто приезжали люди из разных регионов и обязательно привозили какой-нибудь сувенир из родных мест. Чаще всего это была бутылка водки. Когда я начал "инвентаризацию", то обнаружил, что в моем кабинете скопилось больше сотни самых разных водочных бутылок.

- Неужели пустых?

- Полных. Не отрицаю, может быть, что-то и попробовали. Но, если бы попробовали все, я бы умер. Это была потрясающая палитра форм и этикеток. Думаю, я вполне мог тогда составить и издать водочную карту страны.

Везти эту батарею домой я, естественно, не собирался. С обескураженным видом девушки-буфетчицы на двух тележках забирали из кабинета накопившееся добро. Тележки тряслись, бутылки гремели.

В свободном полете

- И каково живется отставному чиновнику?

- Гораздо спокойнее. В администрации график был составлен так, что в 9 утра уже приходилось быть на рабочем месте, а дела удавалось закончить ближе к ночи. Я соня и "сова". Два главных мучительных воспоминания о госслужбе - ранний подъем и необходимость появляться на работе в костюме и галстуке. К стыду своему, я до сих пор толком не умею завязывать галстуки. Сейчас я могу не насиловать себя ранними подъемами, а костюм за последние полгода надевал раза два-три - не больше.

Кроме того, так получилось, что именно полгода назад нам наконец-то удалось приобрести собственный дом в Подмосковье.

- Где жили до этого?

- На так называемой служебной даче. На самом деле это был казенный пансионат с гостиничными номерами. Сначала мы с женой и дочкой занимали две комнаты, потом три, но все равно очень тесные. Теперь нас уже не трое - появился внук. Кроме того, я наконец-то смог реализовать свою давнюю мечту и завел собаку. Стиль жизни очень сильно изменился.

- Кто у вас в доме готовит?

- У нас есть помощник по хозяйству, но "принципиальные" блюда готовит жена.

- Мне подумалось, что вы, как человек с южными корнями, наверняка господствуете на кухне.

- Готовить я умею, но последние несколько лет недосуг. Жена и друзья по этому поводу часто ворчат. Мне кажется, у меня неплохо получались плов, лагман, шурпа, еще кое-что из азиатской кухни. Кстати, что касается корней, то там мешанина полная. Мой прадед - коренной москвич - после революции отправился в Среднюю Азию в отряде так называемых спецов инженеров и там осел. Я родился в Ташкенте. Но в роду у меня не только узбеки. Есть и украинцы, и русские, и литовцы...

- Что предпочитаете из напитков?

- К пиву равнодушен, вино тоже не люблю, потому что не понимаю. До какого-то времени предпочитал коньяк. Это, наверное, эхо студенческих лет. Я же учился на так называемом полевом географическом факультете МГУ. На практику мы ездили месяца на три-четыре в очень экзотические места: на Колыму, Чукотку, на Крайний Север, на Полярный Урал. Там, как вы понимаете, разносолов не было. В основном - разведенный спирт. А иногда и неразведенный. Хорошо, когда ректификат. Еще бывал гидролизный. В общем, водку с тех пор на дух не переносил.

Но, когда полтора года назад началась предвыборная работа, я понял, что, если снова не перейду на водку, все кончится плачевно, потому что коньяк в тех количествах был явно опаснее.

Мечта "чайника"

- Сейчас вам, наверное, очень легко сочетать работу с удовольствиями, ведь должность обязывает ходить в театры, на концерты... Вы следите за музыкальными новинками?

- Музыка последних лет энтузиазма у меня не вызывает. Я обожаю классический джаз. Иногда бываю в клубе у Стаса Намина, где с удовольствием слушаю хороший рок-н-ролл, а иногда даже пританцовываю.

- Там с вас денег за вход не берут?

- Берут. А если б не брали, я бы настоял. Не стоит так дешево использовать свое лицо или имя.

- Какие еще интересы у вашей мужской компании?

- Играем в хоккей, в футбол. Я же в свое время занимался футболом профессионально. Доиграл до дубля команды мастеров.

Сейчас я чаще играю в мини-футбол - то, что называется "дыр-дыр", - в компании с Сергеем Шойгу, Никитой Михалковым, Олегом Сысуевым, Борисом Грызловым, Сашей Жуковым, другими ребятами. Обожаю хоккей. В понимании настоящих профессионалов я, конечно же, "чайник". Но когда получается выйти на один лед с ветеранами - это просто непередаваемые ощущения. Воплощение детской мечты. Майоров, Старшинов, Шалимов, Шадрин... Я могу закрыть глаза и вспомнить их матчи, забитые шайбы. Когда в прошлом году был юбилей Старшинова, мы организовывали дружеский матч - "ветераны "Спартака" против ветеранов СССР". Собрали пятерку таких же "чайников", как я, и играли за ветеранов СССР. Я не знаю, какими словами это можно передать. Когда ты выходишь на лед с именитыми спартаковцами или сидишь на скамейке, где справа - Фирсов, слева - Мальцев, а процессом руководит Рагулин, это просто кайф.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно