Недавно в Москву приезжал знаменитый на весь мир американский гитарист, исполняющий джазовые баллады, Майкл Фрэнкс. Его тепло приняла московская публика, собравшаяся в VIP-зале Кремля. Он оказался удивительно добрым, тонким, деликатным человеком и дал эксклюзивное интервью для "АиФ. СВ".
Майкл любит русскую литературу (по образованию он филолог и философ). Музыкой он стал заниматься еще в детстве, играя на фортепьяно и гитаре. В 70-80-х писал поп-джазовые композиции, которые пели Мелисса Манчестер, "Манхэттен-трансфер", а также музыку к нескольким фильмам в Голливуде. Многие его песни стали хитами. Фрэнкс пишет романтичные, слегка стилизованные под довоенную моду баллады, пронизанные ностальгией по эпохе джаза.
- Майкл, вы первый раз в Москве. Какое у вас ощущение от концертов?
- Для меня это выдающееся событие - посетить страну, где английский язык не является основным, но люди тем не менее так тепло тебя воспринимают, у них очень яркие эмоции! Мне было очень приятно, что зрители узнавали мелодии с первых аккордов.
- Бытует мнение, что ваша музыка для снобов и аристократов.
- Я думаю, что доля истины в этом есть. Хотя я приветствую разную публику, если у нее есть интерес к моей музыке.
- У меня сложилось впечатление, что вы - человек, с одной стороны, романтичный, неземной, с другой - абсолютно спокойный и довольный своей жизнью. Как вам удается находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром?
- Я думаю, что это - большая удача. Мне просто повезло. Что касается гармонии, то причина в том, что я увлекаюсь йогой. Есть один индийский гуру, чье имя Йога Нанда, он медитирует со мной. Хотя он умер в 1952 г., я с ним никогда не встречался, и тем не менее я с ним медитирую. Я его видел на фотографии.
- Что вам ближе - классика или авангард?
- Мне очень близки 70-е годы. А еще 20-30-е годы. Современных поэтов я не очень люблю. У меня такое впечатление, что они упорно стараются писать то, что идет против "уха". Я в языке люблю ритм. Но это необязательно должно быть связано с рифмами. Просто должен быть ритм.
- Майкл, а что вы знаете о русских поэтах, о русской культуре, о формулировке "загадочная русская душа"?
- Я как филолог изучал русскую литературу. Но в переводах. Мне очень нравится Михаил Шолохов, его "Донские рассказы". Изучал творчество Пастернака и, конечно, Достоевского. Я читал Евтушенко, Пушкина. Нравится мне Набоков, это современный Достоевский.
- Для вас гитара - это друг, любимая женщина или просто инструмент?
- Я не считаю гитару частью своего тела. Но я ее очень люблю. Каждый раз, когда я смотрю на нее, мне кажется, что гитара говорит мне: "Ты больше практикуйся, больше играй на мне". То есть происходит своеобразный диалог с инструментом. Я очень люблю японские гитары, и японцы подарили мне много гитар в разное время. Ну а эту я купил в музыкальном магазине, она совсем недорогая. Но главное то, что она лучше, чем те, которые мне подарили японцы!
- У вас есть жена, дети, а может быть, уже и внуки?
- С моей второй женой мы не расстаемся уже 24 года. У меня взрослый сын. Ему 30 лет. Он от первого брака. Живет на два дома: и со мной, и с бывшей женой. Но я вижу, что ему тяжело жить с разведенными родителями. Я тоже до 17 лет жил с разведенными родителями. Но у нас была католическая семья, и мои родители фактически жили вместе, ненавидя друг друга. Я понял, как это трудно, на примере собственной жизни. Поэтому, когда нашему сыну было 2 года, а мы с женой прожили тогда уже 5 лет, я решил, что надо расстаться, это лучше, чем жить не любя.
- Я знаю, что ваш сын тоже музыкант...
- Я никогда не поддерживал его идею стать музыкантом. Я считаю, что главное в жизни - это везение. Но мой сын все-таки стал музыкантом. Он играет соул, играет поп.
- Майкл, что бы вы могли пожелать начинающим музыкантам?
- Я думаю, что самое главное - это слушать хорошую музыку и подражать настоящим певцам, композиторам. И не слушать тех, кто ничего не значит на сегодняшний день, но кого слушают все. Надо интересоваться прошлым и изучать его.