Гендиректор компании "ВымпелКом", более известной как "Билайн", интересен, по меньшей мере, с трех позиций. Первая - он вошел в список 50 самых богатых россиян (журнал "Культ личностей"), вторая - его предками были купцы-старообрядцы и фабриканты, то есть он "капиталист в седьмом колене", и третья - заниматься бизнесом Зимин стал лишь к 60 годам. А до того был доктором технических наук, конструировал радиолокационные комплексы в закрытом НИИ. И вдруг - из огня да в полымя...
Династия капиталистов
- Дмитрий Борисович, как вам кажется, ваша деловая жилка перешла к вам по наследству от предков-фабрикантов или это черта благоприобретенная?
- Не знаю, не знаю. А вы сами можете определить, что считаете у себя благоприобретенным, а что - влиянием ваших бабушек и дедушек?
- После революции Зимины много потеряли?
- Хм... Конечно, много! Я сейчас не говорю о каких-то материальных ценностях, недвижимости. Они потеряли себя, страну.
- А вам никогда не хотелось попытаться выкупить московские дома, фабрику Зиминых? Или для вас это пустой звук и вас лично ничего с этим не связывает?
- Вот если бы вы совершенно доподлинно знали, что среди ваших предков был египетский фараон, у вас возникло бы желание выкупить пирамиды?.. Нет, конечно, некие чувства к дому, где ты вырос, существуют. Это здание в Афанасьевском переулке еще сохранилось, я и сейчас часто прохожу мимо него, вспоминая, как бегал в школу, носился с мальчишками во дворе. Но одно дело - воспоминания о своем собственном детстве, и другое дело - дома и фабрики, которыми владели мои предки.
Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Ну, например, та же фабрика Зиминых под Орехово-Зуевом. Я действительно хочу, чтобы она процветала, чтобы работала. Естественно, всем, чем могу, я буду помогать. Но не более того. Да все остальное было бы противоестественно! И вообще, настроения реституции мне не свойственны. А потом, наша публика не совсем понимает, что такое владение. Владение - это колоссальная ответственность. Зачем мне фабрика? Управлять? Я совершенно не по этому делу, это не моя сфера.
Естественный отбор
- После перестройки за чертой бедности оказалось немало ученых. Стало привычным, что кандидаты наук подметают улицы и разгружают вагоны...
- А что можно называть наукой, кого считать учеными? Кстати говоря, Лев Давыдович Ландау не любил слова "ученый". Он говорил, что "ученой" может быть собачка или кот... На самом деле этот вопрос касается одной из драм советского общества. Ученый и высококвалифицированный инженер - понятия близкие. Люди, которые делают новые самолеты, телевизоры, компьютеры, - кто они, инженеры или ученые? В глазах масс ученый - тот, кто занят познанием тайн Вселенной, проблемами черных дыр, разбеганием галактик. Трагедия заключалась в том, что советская экономика была милитаризована. А советский ВПК был неэффективным, закрытым. Одни и те же разработки какого-нибудь несчастного усилителя каждая фирма делала сама по себе, с нуля, не зная, чем занимаются соседи.
Мы все время гордились тем, что у нас много инженеров. Но вместо 10 специалистов, которые действительно были необходимы, у нас готовили сотни. У нас же здесь, в районе метро "Сокол", много "почтовых ящиков", гигантские конторы чуть ли не в каждом переулке! Сокращение ВПК привело к тому, что в стране оказалось много лишних специалистов, люди начали уезжать за рубеж.
- Вы хотите сказать, что "утечки мозгов", о которой так много говорилось, по сути и не было? Уехали те люди, в которых здесь и так не было надобности?
- Примитивный вывод. Уезжали люди, востребованные там. И произошла определенная селекция, не в пользу страны, разумеется. Ничего в этом хорошего нет, но это, конечно, лучше, чем если бы люди здесь погибали. А выкачка мозгов была колоссальная, еще начиная с революции.
- Выходит, произошел естественный отбор?
- Все эти бесконечные НИИ и КБ существовали за счет ограбления остального населения. За счет продажи за рубеж нефти и газа. Мы трудились не для того, чтобы сделать страну процветающей, а чтобы произвести танков больше, чем все человечество, вместе взятое.
- А сейчас у нас даже танков нет.
- А вы предпочитаете, чтобы были танки, а приличного жилья или офисов не было? И колбасы не было? У нас была страна равной бедности, в сравнении с Западом, конечно. Я же жил в это время. Костюм купить - талончик. 90-й год, я зам. главного конструктора, доктор наук, а чтобы я мог купить холодильник, мне нужно было решение парткома, месткома, дирекции! Потому что мне выделяли дефицит. Я уже не говорю об автомобиле. В стране тотального дефицита не может не быть и тотального взяточничества. Самым уважаемым человеком был мясник, продавец, "королева бензоколонки" - все, кто был при дефиците. Но танки были. Вы хотите так жить?
- К слову о пользе образования. Вот нас в школе учили всему и сразу. И химии, и физике, и астрономии. А зачем? Ведь эти знания нам потом вообще не пригодились...
- В современном мире человек должен обладать некоторым культурным минимумом. Это относится и к общественным дисциплинам, и к техническим, и к знаниям об окружающем мире - физике, математике и литературе в том числе. Вот вы арифметику знаете? 1+2+3+4+5... +100. Чему равняется? Как вы считаете?
- 1+2=3+3=6+4=10 и так далее. На калькуляторе.
- А быстрее не можете? Сейчас предложу другой способ. Возьмем сумму двух краев - 1 и 100, то есть 101. Следующие - 2 и 99. Сколько? Тоже 101. 3 и 98? Опять 101. Как интересно! А сколько раз повторяется эта комбинация, где середина? 50 и 51, всего 50 раз. То есть нам сумму 101 надо умножить на 50 - 5050. Это же забавно, любопытно? А это всего лишь арифметика. Представляете, какая пропасть интересных закономерностей! Задумайтесь, как интересно и красиво. А сколько волнующего и интересного в истории, физике, радиоэлектронике!..
Книголюб-собиратель
- Что вам интересно помимо работы?
- Если говорить об отдыхе, то раз-другой в год я предпочитаю выезжать покататься на горных лыжах. А здесь, в Москве, получаю удовольствие от походов по книжным магазинам. Это единственный тип магазинов, который я посещаю с регулярностью. Раз в неделю объезжаю по крайней мере пару. Наверное, я такой книголюб-собиратель - у меня собрана довольно приличная библиотека.
- И что вы читаете?
- В последнее время художественная литература не сильно меня привлекает, но стараюсь следить за новинками. Между прочим, хотя это было давно, открыл для себя Довлатова, после этого стал бегать за каждой его строчкой. Люблю книги и эссе по истории, слежу за некоторыми научно-техническими, экономическими, социологическими работами.
- Каким сотовым телефоном вы пользуетесь? Наверное, последней моделью?
- Да самым обыкновенным, вот "Нокия". Это вопрос привычки. Сейчас их столько видов и типов, каждый месяц выходят. А у каждого свое меню. Я меняю трубки не часто. Это уже старая модель, говорят, есть много лучше, но к ним же надо заново привыкать.