Сын легендарного "красного маршала" Григория Котовского Григорий Григорьевич - известный российский востоковед, профессор-индолог, основатель и руководитель российско-индийской комиссии по сотрудничеству в области общественных наук, лауреат премии имени Джавахарлала Неру, автор более 300 работ по истории Индии, которые переведены на все языки мира, единственный человек в России, который в 1971 г. тайно встречался с основателем движения кришнаитов Прабхупадой, и это далеко не полный перечень его заслуг.
В СВОИ 77 лет Григорий Григорьевич продолжает работать - готовит к выпуску четвертый том энциклопедического издания "История Азии". Недавно он вернулся из очередной командировки в Индию и дал эксклюзивное интервью для "Аргументов и фактов".
Гипнотизировал богачей и женщин
- Не удивляйтесь, я действительно очень похож на отца, но только внешне. По сравнению с ним - я слишком мягкий человек, - успокоил меня Григорий Григорьевич, - хотя есть одна черта характера, которая роднит меня с отцом - доверчивость. Он всегда видел лучшее в людях, и я до сих пор страдаю, унаследовав ее. А еще я, как и он, презираю богачей. У меня сердце кровью обливается, когда я вижу социальную несправедливость, тупые морды в "Мерседесах" и интеллигентных старушек, просящих милостыню в метро... Я так же, как и отец, отношусь к вредным привычкам. Он никогда не курил, а пил только вино, и то, когда собирались бессарабцы. Лишь однажды он напился и уснул за столом: было выпито ведро молдавского вина! А в день зарплаты, зная доброту отца, все просили у него в долг, который не возвращали. Однажды он отдал страждущим всю зарплату, после чего его партмаксимум (180 рублей в месяц) стала получать мама. В другой раз он не мог выйти из дома, так как отдал свои сапоги постороннему разутому человеку, который попросился к нам на ночлег. Отец каждого старался обогреть и накормить, хотя мы жили очень скромно. Особенно после папиной смерти. Он не оставил после себя ни гроша. Даже в Киев мы переезжали "налегке" - нечего было перевозить.
- Рассказывали, что ваш отец разъезжал по городу в дорогих тарантасах и "кулачил" богачей, появляясь на пороге их домов в шикарных мехах...
- Конечно, какие-то деньги отец оставлял для своей деятельности. Пользуясь услугами наводчиков, он отбирал у помещиков и купцов деньги и раздавал их бедным. А для этого часто устраивал костюмированные представления. Отец владел иностранными языками, имел незаурядные артистические и экстрасенсорные способности, а также - аристократическую внешность (он происходил из старинного польского рода). Богачи были очарованы им с первого взгляда и отдавали ему деньги и драгоценности сами, под воздействием гипноза.
- Вы шутите?
- Вовсе нет. Вождь Красной конницы Котовский был настоящим экстрасенсом! Однажды он повел маму в театр, кивнул в сторону незнакомой женщины и сказал: "Сейчас она обернется, засмеется и помашет нам рукой". Потом долго смотрел ей в затылок, и... все произошло так, как он сказал. В другой раз, воюя на польском фронте, он с начальником штаба Юцевичем (он-то и рассказал мне эту историю) и еще одним красноармейцем верхом на лошадях ехали по лощине. На пригорке их настигла пулеметная очередь: польский пулеметчик "строчил" по ним с расстояния каких-то 200 метров! Отец не растерялся, привстал на стременах и весь мелко задрожал, глядя в сторону врага. Через несколько секунд пулеметную ленту будто заело. Противник внезапно умолк, а отец с товарищами поскакал дальше. Конечно, способность к гипнозу у него была от природы (мне эти навыки не передались), но очень многое он почерпнул из специальных книг. В некоторых из них он даже оставлял на полях маргиналии.
- Вашу будущую маму товарищ Котовский тоже загипнотизировал с целью знакомства?
- Нет, между ними возникла любовь с первого взгляда. Это было в сентябре 1919 г. Мама только закончила медучилище, где была любимой ученицей Бурденко, добровольно вступила в партию большевиков и ушла на фронт. В качестве военного врача села в поезд "Москва - Киев". В том же вагоне оказался мой отец. Он долгое время был прикован к больничной койке московского госпиталя - лечился от тифа - и теперь, ослабленный, ехал на реабилитацию. Мама заботилась о нем, и он разглядел в ней черты своей матери, которая умерла, когда он был совсем мальчишкой. Отец пригласил ее поехать с ним в бригаду, которой командовал, и она согласилась. Так мама стала врачом бригады, а вскоре и женой легендарного Котовского. До этого она была замужем, но ее первый муж (земский врач) умер в 1915 г. А у отца мама была первой и единственной женой. Ему было тогда 32 года. Он никогда не изменял ей, хотя до нее любовных романов у Котовского было предостаточно. Началось все в 16 лет с любви к жене князя Кантакузино, у которого отец служил управляющим. О любви узнал князь, замахнулся на отца арапником и получил "сдачи". Дворня связала папу, избила, а ночью вывезла в степь и бросила там. Отец вернулся, убил помещика, спалил имение и убежал. Так началась его революционная деятельность. Хотя многие считают, что с этого момента он "подался в разбойники". Если это и так, я горжусь тем, что папа был настоящим Робин Гудом!
Через 25 лет Котовский стал почти "членом правительства России", а княгиня Кантакузино эмигранткой и продавщицей в американском ресторане "Русский трактир"...
Стал заикаться, упав с трубы
- Правда, что ваш отец в детстве заикался?
- Да, очень сильно. Даже когда он уже командовал кавалерией, эта привычка при сильном волнении давала о себе знать. Когда папа был маленьким, его товарищ Мишка Шаль столкнул его с трубы. Отец упал с большой высоты, сильно испугался и стал заикаться. Позже Шаль уехал из Бессарабии на Украину. Отец разыскал его и назначил главным агрономом (они вместе когда-то учились в сельскохозяйственном училище, которое отец успешно закончил). Он всегда прекрасно ладил с людьми и старался не помнить зла.
- По слухам, в вашей жизни был эпизод, когда вы отреклись от отца, взяв другую фамилию во время Великой Отечественной войны...
- После окончания в Киеве средней русской школы я без экзаменов был зачислен на исторический факультет МГУ. В 1940 г. закончил первый курс. Началась война, я был призван в армию - в морской флот. Закончил училище военно-морского флота в г. Энгельсе и поехал в осажденный Севастополь. Командовал зенитно-пулеметным взводом, был ранен, попал в немецкий плен в норвежском Заполярье, в штрафлагерь. Разумеется, под чужой фамилией - Ассовский. Ее носил севастопольский боец, на имя которого у меня случайно оказались документы. Нас освободили силы норвежского Сопротивления, и после всяческих проверок осенью 1945 г. я с большим опозданием вернулся на исторический факультет. До войны я специализировался на истории России у известного профессора Базелевича, но теперь его группа была укомплектована, и меня записали на восточное отделение. В этом году - ровно 50 лет как я изучаю историю Индии...
Убит "по заказу" Троцкого?
- За что вашего отца приговорили к смертной казни?
- Отец не принадлежал ни к одной из политических партий, но царское правительство считало его опасным политическим преступником. Его ловили как Робин Гуда, трижды арестовывали, он был сослан на каторгу, бежал, его снова поймали в 1917 году и приговорили к смертной казни через повешение. Суд квалифицировал его как "бандита обыкновенного", отрицая революционность его грабежей.
Григорий Иванович Котовский был человеком фантастической силы воли. Даже в камере смертников он продолжал делать гимнастику. Использовал вместо гирь собственные кандалы и приговаривал: "Я не сдамся палачу живым. Я его уничтожу на эшафоте". Мало кто знает, что именно он был зачинателем закаливания и спорта в рядах Красной армии. Бегал зимой босиком по снегу, обливался холодной водой и заставлял обтираться снегом солдат. И никто не жаловался и, представьте, не болел.
- Существует несколько версий убийства вашего отца. К какой из них склоняетесь вы?
- Проблемой его смерти я занимаюсь с 1989 года и готов сделать сенсационное заявление: гибель Котовского напрямую связана с именем Троцкого, а не Сталина, как считалось раньше. Отец был ярым антитроцкистом и последние 2 года жизни тесно сотрудничал с Фрунзе (был его замом). Отец должен был оставить командование корпусом и перебраться в Москву. Накануне отъезда из поселка Чабанка его убили выстрелом в упор. Дело об убийстве Котовского потребовал Фрунзе, но в октябре того же года он погиб при странных обстоятельствах на операционном столе... Дело передали снова в Одессу. Убийца отца не был расстрелян. Ему дали 10 лет и назначили зав. клубом допра (дом предварительного заключения. - Прим. авт.) в Харькове. С правом свободного выхода из тюрьмы. Одновременно с ним в 1926 году в том же суде был осужден грабитель, который убил зубного врача. Бедолагу приговорили к расстрелу. А палача моего отца через 3 года выпустили по амнистии. В 1930 году он был убит своими же с целью замести следы...