КРОМЕ фамилии внучке "отца народов" Галине Яковлевне Джугашвили досталась в наследство от деда только квартира в центре Москвы. Госдачу и "кремлевский" паек давно отобрали. Филолог по образованию, она много лет проработала в Институте мировой литературы им А. М. Горького. Сейчас живет на пенсию в 570 руб. и литературные заработки.
- Галина Яковлевна, как вам живется с такой некогда оглушительно громкой фамилией?
- Сейчас никакого дискомфорта я не ощущаю. Фамилия просто вызывает у людей любопытство, интерес. А вот когда поднялась первая волна разоблачений культа личности, некоторые из родственников поспешили сменить фамилию. Моя тетка Светлана из Сталиной стала Аллилуевой, а мой двоюродный брат, сын дяди Васи - Саша Бурдонский тоже взял фамилию своей матери. Он режиссер Театра Российской Армии и, наверное, не хотел, чтобы фамилия Сталин на афишах эпатировала публику.
В 1956 г., когда я собралась сдавать вступительные экзамены на филфак МГУ, в приемной комиссии придрались к какой-то чепухе, пониженному давлению, кажется, и отказались принимать документы. Выручила Фурцева, которой моя мама написала письмо. Екатерина Алексеевна позвонила в МГУ, после чего документы приняли.
- Несмотря на горы исследований, в истории вашей семьи множество "белых пятен". Ореолом таинственности окутана смерть второй жены вашего деда Надежды Аллилуевой. Ходили слухи, что ваш отец не погиб в плену, а инкогнито перебрался на Запад и что после войны Светлане Аллилуевой приходили из Канады посылки от "неизвестного друга". Утверждают даже, что настоящим отцом Сталина был путешественник Пржевальский. Как вы ко всему этому относитесь?
- Своим прадедом я считаю Виссариона Ивановича Джугашвили. А версия об "отцовстве" Пржевальского основана на его внешнем сходстве с дедом, которое действительно было поразительным. Тот факт, что Пржевальский останавливался в Гори, а после высылал деньги матери деда Катерине, ничего не доказывает. Никаких документальных свидетельств его "отцовства" нет.
А странные посылки из Канады в самом деле были. Светлана стала получать их, когда я училась уже на последнем курсе университета. По содержимому можно было сделать вывод, что шлет их какой-то человек, хорошо знающий ее жизнь. Мама, которой очень хотелось верить, что отец жив, сразу же решила: "Посылки - от Яши!" Но если он действительно был жив, почему разыскал Светлану, почему не нас? К тому же почерк отправителя разительно отличался от почерка отца. Словом, в этой истории с "воскрешением" одни лишь домыслы.
"Маме отомстил Берия"
- Как вы считаете, мог ли сын Верховного главнокомандующего не воевать на передовой, отсидеться где-нибудь в штабе? Ведь его пленение немцы использовали в целях пропаганды и даже предлагали на фельдмаршала Паулюса обменять.
- Отец был артиллерийским офицером и честно разделил судьбу своих однополчан. В то время в этом не было ничего особенного. Сыновья Хрущева и Микояна тоже сражались на фронте и тоже погибли.
- В 1942 году НКВД арестовал вашу маму. В чем конкретно ее обвиняли?
- Мама считала, что причиной всему был мстительный характер Берии. Однажды, еще до войны, он позвонил к нам на дачу в Зубалово и попытался с ней флиртовать: "Какой у вас приятный голос. Почему бы нам не встретиться?" Мама ответила довольно резко, а позже утверждала, что он ей это припомнил. Но формально ее арестовали по законам того времени: жен офицеров, попавших в плен, сажали в тюрьму.
- И все же невестка Сталина могла бы избежать такой участи...
- Дед не стал за нее заступаться. А на допросах все вертелось вокруг старой кожаной куртки отца. На пропагандистских листовках с призывом сдаваться, которые разбрасывали немцы, была напечатана фотография: немецкие офицеры сидят за столом с кружками пива в руках, а немного сбоку - мой отец с веселым и спокойным лицом. Но на нем почему-то не военная форма, а старая довоенная куртка, в которой он обычно охотился и рыбачил на даче в Зубалове. Вероятно, листовка попалась на глаза человеку, близко знавшему отца... Это, конечно, был фотомонтаж. Однако на допросах маме задавали один и тот же вопрос: как могла фотография из семейного альбома перекочевать к авторам листовки? А она просто не знала, что им отвечать. Так в одиночной камере она провела два года.
- В вышедшей недавно вашей книге "Исповедь красивой..." вы вспоминаете загадочную историю самоубийства Надежды Аллилуевой. Но по версии Эдварда Радзинского, она была неизлечимо больна.
- Ни от кого из родственников я никогда не слышала о ее болезни. Случались у нее порой приступы мигрени, но причина рокового выстрела, конечно, не в этом. Надежда застрелилась после ссоры с дедом, происшедшей на банкете в доме Ворошилова. Она уехала на квартиру в Кремль, а он отправился на дачу. Вечером Надежда Сергеевна несколько раз звонила ему из города, но он бросил трубку и больше к телефону не подходил. Чем это обернется, дед предвидеть не мог...
- Недавно в прессе появилась информация о том, что ваш дядя, Василий Сталин, посмертно реабилитирован. Вас это порадовало?
- Насколько я знаю, истинная причина его ареста была не в растратах. Просто в ту пору вокруг дяди Васи вертелось много псевдопочитателей деда. И весь этот шум испугал Хрущева. Что же касается так называемых растрат, то даже если допустить их реальность, все равно очевидно: деньги эти он тратил не на себя и уж в Швейцарию их точно не вывозил...
Небылицы мнимого брата
- Ваш брат Евгений Джугашвили вместе с Виктором Анпиловым возглавляет список предвыборного "сталинского" блока. Вы разделяете его взгляды?
- Политика меня мало интересует. А вообще у меня нет оснований считать этого человека братом. О своем происхождении, мнимых встречах с дедом и тому подобных "фактах" биографии он наговорил столько всяких небылиц, что их даже опровергать нет смысла.
- Но вы с ним хотя бы знакомы?
- Да. Впервые я увидела его на похоронах старшей сестры Надежды Аллилуевой, Анны Сергеевны. Родственники сообщили мне, что это тот самый Женя, слухи о существовании которого доходили до нас из Грузии. Но он почему-то тогда нас с мамой сторонился.
Объявился он снова уже в начале 70-х, когда деда принялись реабилитировать. Вот тогда Женя и позвонил, предложил встретиться. Но я отказалась и бросила трубку. Где же он раньше-то был?
- А как вышло, что он носит ту же фамилию?
- Мама мне рассказывала, что однажды ей в руки попало письмо от некой женщины из города Урюпинска. Она сообщала, что родила сына и что ребенок этот от папы. Мама опасалась, что эта история дойдет до свекра, и решила этой женщине помочь. Она стала посылать ей деньги на ребенка. Когда отец случайно об этом узнал, он ужасно рассердился. Кричал, что никакого сына у него нет и быть не может. Вероятно, эти почтовые переводы от мамы и были расценены загсом как алименты. Так Евгений и получил нашу фамилию.
Я ничего не берусь утверждать, но наше родство очень просто можно подтвердить или опровергнуть. Достаточно сдать анализ на ДНК. Но, думаю, вряд ли Евгений на это согласится.