По ленинским местам
МОЖНО только догадываться, почему наша теннисная дружина отказалась от официального нового отеля Кубка Дэвиса в шведском городе Мальме и остановилась в старой гостинице "Савой" на привокзальной площади. Раньше в газете "Правда" написали бы: "Спортсмены проявили политическую грамотность, зрелость и на комсомольском собрании единогласно постановили: разместиться на время ответственных игр в мемориальной гостинице, где с Крупской останавливался Ленин". Молчанием бы точно обошли, что в этом отеле проживали и олимпийский чемпион Джонни Вайсмюллер, он же знаменитый Тарзан, и "политзлодей" госсекретарь США Генри Киссинджер, и красавица Марлен Дитрих. Правда, российских белокурых Офелий здесь тоже хватало. Болельщики и журналисты были разбросаны по другим гостиницам. Вот так и жили наши атлеты подальше от посторонних глаз - просто, по ленинскому определению, "страшно далеки они от народа..."
Шведское гостеприимство
ВРЯД ЛИ хозяева Кубка Дэвиса решили сквитаться с россиянами за поражение в Полтавской битве, но сюрпризов все же шведы припасли. Сам корт расположен на подвальном уровне, и чтобы на него попасть, надо, как в "лобном" для Романовых Ипатьевском доме, спуститься на 21 ступеньку. Душные и влажные раздевалки. Крыша над кортом так низко нависает, что обводящие удары-"свечки" тут фактически нельзя было выполнить. Освещенность теннисной лужайки в 2 раза ниже нормы. Покрытие на корте для наших теннисистов было тоже не совсем удобным, и мяч в некоторых местах просто не отскакивал от пола. Однако и шведские атлеты должны были играть в таких же некомфортных условиях.
Мы поинтересовались у организаторов: почему выбран именно такой зал? Ведь в городе есть шикарный стадион, на котором несколько лет назад проводился финал Кубка Дэвиса, и он соответствует всем стандартам. Ответ был архилаконичен: "Очень дорогая аренда, поэтому выбран этот зал". Вот вам и вся политэкономия развитого капсоциализма.
Ура! мы ломим...
СКАНДИНАВСКИЕ теннисисты всегда были грандами в этом виде спорта. Взять хотя бы таких звезд, как Борг, Виландер, Эдберг. Поэтому шапкозакидательские настроения у наших ребят по типу "и разных прочих шведов" напрочь отсутствовали. Да и новое поколение теннисных викингов (этаких "крепких орешков": Юханссона, Нормана, Бьоркмана) может постоять за себя. А если учесть явное ослабление нашей команды из-за травмы Сафина и что Кафельников в личных встречах чаще проигрывал Юханссону (7:4 не в пользу Евгения), то вероятность выигрыша в 1/4 финала вообще сводилась к минимуму.
Капитан команды Шамиль Тарпищев рассматривал такую домашнюю заготовку, чтобы все же заявить на первую встречу Сафина против Юханссона, затем сделать "рокировку" и заменить Марата на Михаила Южного (который ведет по встречам) и таким маневром вывести Кафельникова на Нормана. А Женя не раз побеждал этого шведа (5:1 в его пользу). И таким образом россияне на старте получили бы чисто теоретическое преимущество. Но в итоге на эти хитрости не пошли.
И вот бой грянул. По жребию в первом матче сошлись два "ненавистных соперника". Цепкий и подвижный, как ртуть, Юханссон, которого на задней линии просто невозможно переиграть, и наш олимпийский герой Кафельников. Первый сет - за шведом, второй - за Женей. В третьем Кафельников ведет и, казалось, вот-вот обыграет, так как преимущество было явное. Но викинг за здорово живешь не сдается. То ли сказалась "детская болезнь" Евгения - одолеть противника малой кровью, то ли сработал наш родной большевистский синдром: создать себе проблемы, а затем героически бороться с ними, то ли еще что-то... В результате же - третий сет за шведом. И вновь игровые качели: четвертый сет - за россиянином, а пятый - за Юханссоном. Если бы не отданный третий сет (заметим, что спорт, так же, как и история, не любит сослагательных наклонений), то совершенно точно Кафельников праздновал бы в пятницу викторию.
Во второй игре встретились наш Южный с северным человеком - Норманом. Восемнадцатилетний россиянин начал очень хорошо. Выигрывал по геймам в первом сете, и казалось, что зреет сенсация, но вдруг у теннисиста свело ногу. Все преимущество улетучилось, и Южный разбился о скандинавскую глыбищу. Шведы после первого игрового дня повели по партиям 2:0.
Теперь все наши надежды были обращены на игру в паре, которую в срочном порядке реанимировали. Но вот только этот процесс оказался не очень удачным. Объясним почему: Андрея Ольховского "подняли по тревоге" за несколько дней до начала игр, и он не тренировался до этого несколько недель. Приехал в Мальме в среду вечером, и ему удалось провести всего две тренировки. Здесь о сыгранности не может быть и речи, да и полного взаимопонимания между Кафельниковым и Ольховским никогда не было. Но "коллегиально" решили играть именно таким составом. Шведы выставляют мощный дуэт Бьоркман - Аспелин (наши болельщики последнего шведа сразу прозвали Аспирином). И опять по игре все та же "раскачка": сет за нашими, сет за шведами. Ключевой третий сет: и надо же было такому случиться, что на розыгрыше в нашу пользу сет-бола (решающего мяча) желтое ядро чуть-чуть уже за пределами площадки коснулось нашего игрока. Шведы уходят от поражения и затем берут верх в этом сете. Четвертый за нами, а пятый, как по антироссийскому сценарию, - за хозяевами. Вот так 7 апреля, в праздник Благовещения, наши теннисисты упустили победу. Кафельников так расстроился, что сразу собрался и, не посетив официальный прием, вместе с женой Машей уехал в Германию.
В воскресенье матч престижа взял сочинец Андрей Столяров, переиграв Нормана, и тем самым наши теннисисты размочили сухой счет. А затем Юханссон сквитался за поражение на Кубке Кремля с Южным. И в общем итоге счет стал 4:1, к сожалению, не в нашу пользу.
С миру по-мирному
"ТАК сложились обстоятельства, - считает капитан команды Шамиль Тарпищев, - что мы вообще могли проиграть под ноль. У нас очень короткая скамейка и нет настоящего парного игрока. Кафельников очень хотел выиграть, но чуда не случилось". На наш же вопрос: "Есть такая спортивная аксиома: выигрывает - команда, проигрывает - тренер. Считаете ли вы себя повинным в поражении?" - наставник посетовал: "Если бы я мог в свое время пробить, чтобы за Россию играли наши воспитанники - Медведев с Украины, Мирный и Волчков из Белоруссии, Саркисян из Армении, то нашей команде не было бы равной..."
А теперь уйдем от горечи поражения, ибо "мы не пораженцы", и утешимся тем, что Кафельников остается играть за Россию. "Пока не выиграли Кубок Дэвиса, - заявил нам Евгений, - свою теннисную карьеру завершать не хочу". А он умеет держать слово. Да и к тому же все розыгрыши Кубка будут проходить у нас в стране, будем надеяться - стены помогут.