Вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров делит свой кабинет с белыми медведями. Мраморные, фарфоровые и керамические потапычи разных размеров устроились в шкафах, на подоконниках и столах рядом с депутатскими документами. "Сколько же их у вас?" - первым делом интересуюсь у Чилингарова. "Около ста. Но это не все, остальные медведи хранятся дома".
Рекордсмен и герой
"АРТУР Николаевич Чилингаров - первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал на Южном и Северном полюсах", - записано в Книге рекордов Гиннесса. Почти двадцать лет Чилингаров прожил на Севере, дрейфовал на льдинах в Арктике, а за спасение в Антарктике судна "Михаил Сомов" получил звание Героя Советского Союза. Сейчас политик-полярник мечтает о новой экспедиции:
- На Южном полюсе я был вместе с американцами, а наши российские самолеты туда еще ни разу не долетали. Если ничего не сорвется, в конце декабря наша экспедиция отправится на Южный полюс.
- Один знакомый ненец говорил мне: "Я просто не могу жить без сырого мяса и плохо себя чувствую, если не выпью свежей оленьей крови". А депутат от Ненецкого округа Чилингаров полюбил национальную "кухню"?
- И сырое мясо ел, и строганину, и кровь пил. Правда, потом сразу водкой запивал.
- А при какой температуре вы чувствуете себя более комфортно: минус 30 или плюс 30?
- Конечно же плюс 30! Я говорю это как человек, который много морозился. Ну нельзя себя комфортно чувствовать при минусовой температуре! Это сказки! Коренные жители Севера не могут переносить жару, им трудно адаптироваться в теплых странах. А я люблю тепло и каждый год обязательно бываю на море.
Курортный роман с продолжением
ЛЕТОМ 1974 года полярник Чилингаров тоже приехал к Черному морю отогреться после очередной арктической экспедиции.
- Ездил в Сочи, ездил и доездился. В регистратуре международного лагеря "Спутник" познакомился с Татьяной. Курортный роман закончился, мы разъехались по домам: она - в Тамбов, где работала учителем иностранных языков, а я вернулся сначала домой в Ленинград, потом уехал на Северный полюс. Переписывались, а когда вернулся с дрейфующей станции, поехал в Тамбов и сделал ей предложение. Кстати, в прошедшую субботу, 8 декабря, мы отметили день нашей свадьбы. Вот так курортный роман растянулся на 28 лет.
- Только вот начинался он на сочинских пляжах, а продолжился в холодной Амдерме...
- 25 ноября мы отмечали 27-летие нашего сына Коли - его Таня родила на Севере в самый разгар полярной ночи. В Амдерме была всего одна акушерка, да и та улетела в Нарьян-Мар на профсоюзную конференцию. Пришлось срочно посылать за ней самолет. Прихожу потом в больницу посмотреть на сына и вижу: Таня кормит ребенка грудью, а у того кожа желтая и глаза узкие... Представляете мою реакцию? А оказалось, Таня держала на руках сына ненки, у которой не было своего молока.
- Как, наверное, ваша супруга переживала, когда вы уходили дрейфовать на своих льдинах!
- В декабре мы сыграли свадьбу, а в марте я выполнял экспедиционные работы на Северном полюсе и чуть не разбился на самолете. До сих пор помню номер машины - 04243 - в сумме 13. Самолет зацепился лыжей за торос, взлететь не смог, закрутился на льду, и его понесло к трещине. Вот когда мы падали, первым делом подумалось: "И зачем я женился?"
Да, не такая уж простая жизнь была у моей Татьяны. В Ленинграде она работала в "Спутнике", в Амдерме - в научно-технической библиотеке, а в Москве вот уже больше 20 лет - в Международной организации труда при ООН. Хоть я и не приветствую это, но она категорически не желает становиться домохозяйкой и терять свою самостоятельность.
- А чем заняты ваши дети?
- Я очень хотел сделать из сына моряка. Когда Коле было восемь лет, устроил его в московский клуб моряков и полярников, заказал ему морскую форму. Но ничего не получилось. И сын, и дочь у меня гуманитарии. Ксения сейчас учится на журналиста. У них совсем другая ситуация, чем была у меня в молодости. Я рос без отца, в блокаду, сразу после школы пошел работать. Сына мне хотелось вырастить самостоятельным человеком. Он дважды ездил в Германию, вкалывал там разнорабочим, получал 50 марок в день и заработал себе на машину. Потом начались времена, когда все бросились заниматься бизнесом. Коля увлекся меховым бизнесом вместе с "Ниеле". Семья дизайнера - наши хорошие друзья, мы бывали у них в гостях в Литве, и вот недавно, смотря "Неделю Высокой моды в Москве", мы с Татьяной очень жалели, что Коля перестал с ними работать. Сейчас он занимается стеклотарой.
Чилингарова никто не перепил!
- ДЕТИ вас дедушкой еще не успели сделать?
- Нет еще. Коля обещал скоро жениться, пора бы уже, 27 лет все-таки.
- Да ладно, сами-то вы только к 34 годам созрели. А сейчас на сколько лет себя ощущаете?
- По энергетике и самочувствию на свои 62 года я себя не чувствую. Хотя, конечно, я не могу сказать, что абсолютно здоров - у меня куча всяких болячек. За восемь лет работы в Думе я ни одной субботы еще не отдыхал. На тусовки хожу, в Арктику летаю, политическими делами занимаюсь. Возможно, это природой дано - моей маме сейчас 86 лет, и она еще молодцом. Я и спортом всегда занимался. Вот только последние два месяца в футбол не играл - нога болит. А так тренировки каждую среду и субботу при любой погоде. Наша госдумовская команда недавно у немцев выиграла, у кемеровского правительства. Я вообще не люблю проигрывать. Везде. Даже когда в карты играю. Это ведь тоже спорт, как и шахматы, даже чемпионаты мира проводятся. А когда выигрываю, делюсь.
- С кем?
- С государством. Налоги с выигрышей плачу. Для меня карты не болезнь, я могу вовремя остановиться. Как и в спорте, это помогает снимать стрессы. Кто пьет, кто по девушкам ходит, кто в карты играет.
- Кстати, насчет выпивки. Рассказали мне тут одно стихотворение:
От Амдермы до Черского,
От Ленска до Курил
Артура Чилингарова
Никто не перепил!
- Ну если так написали, значит, что-то было. Сейчас могу за компанию выпить, но только немного.