Беседа с каббалистом Михаэлем Лайтманом
-ВЫ утверждаете, что Каббала, являясь наукой, занимается всем мирозданием в целом, изучает его. Тогда в ней должна содержаться космогоническая теория создания Вселенной. Можете ли вы на доступном языке объяснить, как Каббала описывает возникновение Вселенной?
- Разумеется, в Каббале содержится космогоническая теория (как, впрочем, и все другие теории, уже открытые наукой нашего мира, и те, которые еще предстоит открыть). Вселенная возникла посредством взрыва и расширения, точно по тому же подобию, как это произошло в духовном мире, в мире духовных сил.
На нашем уровне, в материальном мире, произошло то же самое. На всех уровнях происходят совершенно одинаковые события. В Каббале это ясно видно: сверху вниз - от духовного к материальному. Сначала в духовном мире произошло "Сокращение", потом "Разбиение сосудов". То же самое произошло и в нашем мире. Затем по человеческим понятиям прошли миллионы и миллионы лет. Вне человеческих понятий времени вообще не существует. И в нашем мире его тоже не существует.
Вне человека времени вообще нет. Но мы пока отложим разговор на эту тему. Итак, наша Земля представляла собой шар, который остывал, воспламенялся, остывал, снова воспламенялся. Таких периодов было много, примерно по 30 млн. лет каждый, пока шар не остыл, и сверху появились более холодные области, снизу - более горячие, и тогда на нем начала возникать жизнь.
Как вы можете убедиться, наука нисколько не противоречит Каббале, и Каббала не отрицает этот путь познания. То, что ученый раскрывает в границах нашего материального мира, - это объективное знание. К сожалению, применяется это объективное знание эгоистически, и во всем, что касается применения открытых законов относительно окружающей природы, человек ошибается, потому что, не зная духовных законов, являющихся корнями всех материальных законов, не может просчитать последствия.
Есть открытая и закрытая области мироздания. Открытая область мироздания открыта всем - кому больше, кому меньше - в соответствии с индивидуальными способностями - и есть закрытая область мироздания, куда только каббалисты "влезают". И там тоже многое зависит от способностей, от того, как каббалист работает над собой: для него тоже есть более открытые области и менее. Но никогда человек, который не развил в себе дополнительный орган чувств, называемый "экран", не может почувствовать весь объем информации, всю Вселенную, которая называется в Каббале "Высшей Силой", "Высшим Разумом".
И вот только тогда, когда появляется этот "экран", человек начинает видеть внешнее мироздание и ощущать Разум вселенский. И тогда ему совершенно не нужен язык современной физики. Кстати говоря, космонавты, выйдя из-под давления земного эгоистического поля, лучше ощущали это. Так же, как есть физическое поле, так же есть и эгоистическое поле, а самый большой эгоистический носитель - это человек.
И вот, оторвавшись от массы людей, космонавты и почувствовали это присутствие Разума вселенского. Но для того чтобы ощутить все мироздание, вплоть до Творца, совсем необязательно летать в космос. Каббала дает методику, по которой человек, оставаясь на земле и в нашем мире, может достичь высшего знания, полного постижения всех тайн, причин и следствий бытия. Никто не говорит, что работать по этой методике легко. Но кто-то ведь трудится в поте лица, осваивая совсем непростой язык современной физики, не дающий к тому же исчерпывающего знания. Так почему бы не потрудиться и не "взять выше", чтобы достичь истинных вершин?
- Уважаемый г-н Лайтман, я слышал, что среди ваших учеников есть люди, занимающиеся компьютерами, математикой, физикой. Это не может не вызывать удивления, особенно когда дело касается исследователей, а не прикладников. Объясните, пожалуйста, ход рассуждений таких людей: им не хватает методов строго научных и они решили искать истину в мистике? Как одно сочетается с другим?
- Я в своей прошлой жизни (до занятиями Каббалой) тоже занимался наукой - биокибернетикой. Решительно никаких противоречий между "строго научными методами" и Каббалой не существует. Когда ученый занимается исследованиями в рамках нашего мира, он работает на уровне самого простейшего слоя материи.
Начиная заниматься Каббалой, ученые видят ограниченность своих методов и с помощью Каббалы получают возможность исследовать материю совершенно другими способами, они могут прочесть формулы законов и связей материи на совершенно другом уровне. И когда они начинают искать эти законы на своем обычном исследовательском уровне, они просто поражаются результатам. Это происходит потому, что они начинают понимать глубинные связи частей мироздания - от микроэлементов до макроуровня.
Физики, химики, биологи повторяют своими исследованиями то, что каббалистами раскрыто в духовном мире. Каббалисты работают на совершенно другом уровне, там, где раскрываются общие законы всей природы. Там, где Эйнштейн хотел работать, там работают каббалисты. Но Эйнштейн многое понял только в рамках того маленького фрагмента мироздания, в котором жил.
В самом начале ХХ века на специальном заседании датской Академии наук, посвященном развитию науки в предыдущем столетии, ее президент, известный физик Резерфорд в своем докладе самоуверенно заявил, что физика построила практически полную картину мира. Есть лишь два маленьких облачка, слегка омрачающих научный небосклон: странная независимость скорости света от его источника да временные трудности с обнаружением эфира - среды, в которой распространяется свет.
Сегодня мы уже хорошо знаем, что стало с этими "облачками" - одно из них превратилось в теорию относительности, а второе - в квантовую теорию, которые просто перевернули все знания и представления XIX века. Ученые, исследующие только наш материальный мир, не могут постичь общие законы мироздания.
Даже самые гениальные из них. Они могут только расширить еще чуть-чуть наши представления все о том же маленьком фрагменте. Так были открыты законы Ньютона, а потом законы Эйнштейна. Законы Эйнштейна более широкие, чем законы Ньютона. По существу это то же самое, но они захватывают более общий порядок мироздания. Но есть еще более общие законы, более цельные. Наша проблема именно в том, что мы изучаем только частные законы, действующие в очень маленьком фрагменте - нашем мире.
- Вы пишете, что человек должен научиться управлять мирозданием, а это возможно только, если он изучит Каббалу. Довольно странное утверждение. Человечество в процессе своего развития сумело изучить все необходимое, чтобы управлять миром, в котором существует. И космос мы уже осваиваем. Что же нам помешает управлять всем мирозданием, когда это понадобится?
- Человечество изучило законы крошечного фрагмента мироздания, называемого "наш мир". А уж как оно им управляет, я не должен вам рассказывать. Того, что мы изучили, не хватает даже для того, чтобы оптимально существовать в нашем материальном мире. А как вы предполагаете, мы сможем управлять "всем мирозданием, когда это понадобится?"
Мы ведь совершенно не знакомы с системой мироздания. Представьте себе, если человек должен овладеть управлением сложнейшим организмом, сложнейшей машиной, содержащей множество систем: электронную, механическую, гормональную, нервную и еще множество ему неизвестных, подсознательных, неощущаемых, невидимых систем. И он, еще не зная устройства, начинает нажимать на кнопки, не понимая, что делает... Я полагаю, результат предсказуем.
Каббалисты объясняют, что человек должен узнать, как управлять и своей собственной жизнью, и всем мирозданием. Потому что по замыслу Создателя именно мы обязаны управлять машиной мироздания. В этом цель сотворения человека. Именно поэтому человек и сотворен не как все прочие создания, а единственным обладающим свободой воли, чтобы САМОМУ исследовать и оправдать управление Творца и заменить Творца в этом управлении всем мирозданием.
- Вы сказали, что раньше, до Каббалы, занимались биокибернетикой, проблемами функционирования человеческого мозга. Каков статус мозга в соответствии с Каббалой, насколько он определяет формирование личности?
- В соответствии с Каббалой, то есть с общими законами мироздания, которые изучаются в Каббале, "статус мозга" - вспомогательный, и вот почему. Единственное творение - то, что создано Высшей Силой из ничего - это желание получить наслаждение. Оно и называется творением. Создано оно светом Творца, который потому ощущается творением как благо. И, наоборот, отсутствие или недостаток света-Творца в творении ощущается последним как страдание (боль, болезнь, голод, смерть).
Таким образом, мы состоим только из положительных или отрицательных ощущений. Наш мозг создан и призван только помогать нам обслуживать наши ощущения - осознавать все наши положительные или отрицательные ощущения и находить оптимальные варианты достижения комфорта. В этом состоит вся наша жизнедеятельность.
В неживой природе это сводится к поддержанию своей структуры;
- у растительной природы - к росту;
- у животной - к росту, семье, воспроизведению рода, к передвижению;
- а у человека, в дополнение ко всему предыдущему - к достижению богатства, власти, знаний.
Но в основе всего лежит желание получить наслаждение, а мозг - вспомогательный аппарат, и его развитие полностью зависит от величины желания. Поэтому чем больше человек желает, чем больше он испытывает страдания от невозможности удовлетворить свою жажду наслаждений, тем он вынужден активнее развиваться, умнеть, изобретать.
Если желание искусственно уменьшать, испытывается меньше страданий, если его искусственно увеличивать, испытывается больше страданий. Поскольку все философии и течения, все методики "парения", медитации, йоги и пр. сводятся к тому, чтобы уменьшать, ограничивать, умерщвлять желание, плоть, этим они притягивают человека, они для этого и созданы. Человек уменьшает свои желания - человеку лучше, он меньше страдает от их неудовлетворенности.
Но человечество не стоит на месте. С каждым поколением в этот мир нисходят души прошлого поколения, но уже с большим желанием к наслаждениям. В остальной природе этого не заложено. Развитие человечества идет именно в сторону увеличения желания, эгоизма - в этом заключается наша эволюция. Она проявляется и на всех остальных уровнях природы, потому что зависит и определяется уровнем "человек", и благодаря этому происходят изменения, эволюция и в неживой, и в растительной, и животной природе.
Но только в человеке из поколения в поколение желания растут, потому что он, по изначальному замыслу природы, Высшей Силы, должен достичь желания насладиться самим всем светом, его создавшим! Поэтому все методики и философии отомрут - ведь они не смогут удовлетворить и обслужить человеческие потребности, желания: методом умерщвления желаний невозможно достичь покоя, умиротворения.
Поэтому только Каббала, построенная не на уменьшении желания, ограничении, отстранении от общества, особом режиме или монашестве, отшельничестве - только Каббала и проявится как единственный метод постижения покоя, умиротворения, счастья, даже в нашем, чисто житейском понимании.
Поэтому сказано, что в последних поколениях именно Каббала станет единственной наукой: ведь что надо-то человеку, что гонит его развивать технику, науки, искусства, как не потребность наполнить себя, удовлетворить свое желание насладиться.
Человек в развитии своего желания поднимается уже в нашем поколении чуть выше, и мгновенно меняются рамки его общения, связей с другими. Происходит это потому, что, как сказано в древней каббалистической книге Зоар (Сияние), начиная с этого поколения, начинается освоение духовного мира уже не единицами-каббалистами, а массами.
Поэтому ни в чем уже человек не сможет вернуться к "старому, доброму времени" - если он желает этого, то только исправлением своих желаний, а не уничтожением их. Исправление же возможно только с помощью каббалистической методики. А уменьшить, умертвить желания не удастся, потому что Высший закон их развития не позволит человеку убивать себя, а заставит искать абсолютного наполнения - наполнения светом Высшего Разума, Творца.
В настоящее время распространение Каббалы вышло из узких рамок и превратилось в движение по всему миру. Книги на русском, аудио- и видеокассеты с уроками и каббалистической музыкой, занятия по сети Интернет (www.kabbalah-web.org) - это только краткий перечень работ каббалистической группы Бней-Барух в Израиле и "Древо Жизни" в Москве.
"Древо Жизни" в Москве проводит бесплатные лекции, которые можно посетить. С нами можно связаться по телефону: 721-71-54, 109-01-31.
Серию книг "Каббала", автором которых является Михаэль Лайтман, можно приобрести в книжных магазинах г. Москвы и России.