БЕРЕМ 2 команды, бросаем в тропики и смотрим - кто кого когда вырубит из игры. Или - берем группу молодых людей, закрываем в стеклянных апартаментах и подглядываем, кто кого когда... ну, в общем, полюбит. Варианты - послать в армию, в гарем, делать бизнес... Вот такое телевидение сейчас востребовано.
А теперь берем Калмыкию (Якутию), заходим в семью и смотрим, как она выживает, не имея родственных связей с местным президентом. Слабо? Для Елены Масюк - нет. И это гораздо более "реальное телевидение", чем все вышеперечисленное, потому что здесь настоящая действительность, а не подстроенные декорации, хамство реальной власти, а не виртуального Режиссера.
ЕЛЕНА МАСЮК - наверное, самая закрытая для своих коллег телепрофи отечественного ТВ. Она редко дает интервью, и о ней даже в Интернете не так много информации. Основой этого материала стал мастер-класс, который Елена Масюк, специальный корреспондент телекомпании РТР, проводила во ВГИКе для молодых кино- и теледокументалистов.
"Иногда надо рисковать"
- КАК приходит тема будущего репортажа? Вам ее заказывают сверху?
- Темы придумываются мной, иногда предлагаются начальством. Я рассматриваю все предложения и отбираю самое интересное. Никто никогда на меня не давил, не настаивал на том, чтобы убрать или оставить тот или иной кадр, интервью, текст. У меня авторская программа, и этим все сказано. У меня своя группа - 2 оператора и один редактор. Я полностью ответственна за все, что с ними происходит. Обычно, когда команда работает на месте, у нас нет группы прикрытия. К примеру, в Португалии, где снимался фильм "Этапом на Запад" о нелегальной вербовке рабочей силы, власти страны даже не знали об этом. Мы рисковали очень, ведь приходилось снимать скрытой камерой откровенных мошенников.
- Вы не думали о том, что нарушаете закон, - ведь снимать людей без их согласия нельзя, а тем более тогда, когда они об этом даже не подозревают?
- Никто еще из наших героев ни разу не попытался обвинить нас в неправомерности действий. Хотя согласна, что это игра на грани фола. Но, но, но... Иногда надо рисковать.
- Как часто этот риск оправдан? Есть конкретные результаты работы?
- Я счастлива, что господин Николаев больше не является президентом Якутии. Мне говорили, что наш фильм если не определяюще, то существенно повлиял на расклад сил и исход борьбы там.
- Но ведь Михаил Ефимович никуда не исчез, его переместили на другое, ну, может, не такое доходное, но тепленькое место.
- Ну, со всеми метаморфозами российской власти я бороться не в состоянии.
- Вам известно, что, когда снимался фильм о Калмыкии, всем местным журналистам запретили с вами общаться?
- Первый раз об этом слышу, но из достоверных источников сообщили, что "Ханский шатер" - любимый фильм Кирсана Илюмжинова. Говорят, он часто его пересматривает.
Что касается фильма "Этапом на Запад", то фирма, которая "экспортирует" российские рабочие руки в Португалию, никуда не исчезла. Она, как и десятки подобных, продолжает существовать. Но фильм помог тем, кто собирался поехать подработать за границу. И даже если мы помогли одному человеку - цель достигнута.
Ни слова о личной жизни
- Я ПРИШЛА на телевидение тогда, когда это было достаточно тяжело. Сейчас гораздо легче и проще. НТВ было родным домом до определенного момента. Когда Олег Добродеев позвал на Российский канал, мы с ребятами приняли трудное, но, как теперь оказывается, единственно правильное решение.
- Что вы в процессе работы не любите делать больше всего?
- Писать стендапы (это когда журналист говорит в кадре. - Авт.). Получается, что это приходится делать в последний момент, когда надо уезжать или я не готова к съемке, или когда идет дождь. Естественно, в таких условиях сложно хорошо выглядеть.
- Ваши работы часто отмечают наградами. Как вы к ним относитесь?
- Радуюсь не столько за себя, сколько за ребят, которые работают со мной. Ведь должно же быть моральное удовлетворение после тяжелой и рискованной работы.
- Расскажите о своей нетелевизионной жизни.
- Как и где отдыхаю, покупаю одежду, с кем дружу - все это мое личное дело, которое не касается больше никого.