Сразу после телефонного интервью, опубликованного недавно "АиФ", Арвидас Сабонис попал в больницу: ему прооперировали ахиллово сухожилие. Эта травма стала, увы, еще в 80-е годы своего рода непременной спутницей литовца. Связки попросту не выдерживали веса баскетболиста.
СЛАВА Богу, врачи успели в 1988 году поставить Сабаса, как его называли в сборной СССР, на ноги до сеульской Олимпиады. Он там, по большому счету, играл вполовину своего потенциала, но тем не менее этого хватило команде Александра Гомельского для того, чтобы завоевать "золото", обойдя американцев.
Ахилл с тех пор время от времени давал о себе знать. Говорят, что именно из-за этого владельцы "Портленда", задрафтовав Сабониса еще в 1986 г., долго не решались подписать с ним контракт. Пока "Блэйзерс" раздумывал, литовца, признанного лучшим спортсменом ставшей независимой республики за всю ее историю, перехватил мадридский "Реал".
Но в 1995 г. портлендцы все-таки надумали. Помню, как осенью того года я позвонил в клуб и спросил, как проявил себя новичок в "выставочных" предсезонных матчах. "А вы разве не знаете?! Он тут в игре с "Ютой" 25 очков набрал и сделал десять подборов. Это же статистика звезды!" - последовал восторженный ответ одного из руководителей.
Сабониса в НБА оценили сразу. Уже в своем первом сезоне он был признан одним из лучших дебютантов лиги. Ну и, естественно, забронировал за собой место основного центрового "Портленда".
"С Шакилом мы поборемся"
- И все-таки трудно представить, как вы выдерживаете громадные физические нагрузки, которые выпадают на долю любого баскетболиста НБА? С ними ведь зачастую не справляются и те, кто вдвое моложе вас.
- С трудом, - Сабонис делает паузу. - На мне ведь, как говорится, живого места не осталось. Все болит - спина, ноги... Да все тело!
- Своей игрой в минувшем сезоне вы довольны?
- Как сказать... Не совсем. Иногда получалось, иногда - нет. С другой стороны, мне грех жаловаться: должен быть рад, что вообще до сих пор играю. В моем-то возрасте, с травмами...
- Было обидно, что проиграли в недавнем полуфинале плей-офф "Лос-Анджелес Лейкерс"?
- Обидно! Ведь, что бы там ни говорили, шанс у нас был. Три матча из четырех в этой серии мы проиграли, как говорится, сами. Просто отдали победу "Лейкерс".
- В чем же все-таки причина метаморфоз, которые произошли с "Блейзерс" в последние два года? Из середняка ваш клуб за пару лет превратился в одну из наиболее ярких команд лиги. В этом сезоне вам до финала не хватило одного шага...
- Ну, прежде всего у нас состав стал сильнее, - подумав, ответил Сабонис. - Тем летом вот пришел в команду Скотти Пиппен. Надеюсь, пояснять, что собой представляет этот баскетболист, не надо? Кроме него, еще появились у нас сильные ребята. Молодые между тем повзрослели, прибавляют.
- Пиппен не стал тянуть одеяло на себя - все-таки как-никак лучший друг самого Майкла Джордана?
- Да нет. Я лично с ним общий язык нашел легко. Я вообще проблем, как обрести взаимопонимание на площадке, никогда не испытываю - опыт опять же.
- А против Шакила О' Нила понравилось вам играть?
Тут Сабонис засмеялся:
- А вы как думаете? Не зря же его признали в этом сезоне лучшим игроком НБА.
- Вы что, действительно считаете, что в следующем сезоне "Портленду" будет по силам остановить "Лос-Анджелес" с самим Шакилом О'Нилом?
- Почему нет? Насколько я знаю, наше руководство не собирается менять состав. А это значит, что мы будем играть еще мощнее. К тому же теперь, встречаясь с "Лос-Анджелесом", мы не повторим тех ошибок, которые совершили.
"Жальгирис" люблю, но жену - больше"
- Иными словами, мечтаете о титуле чемпиона НБА?
- А кто о нем не мечтает?
- А вы поставили бы его выше, чем олимпийское "золото" Сеула, три победы "Жальгириса" в чемпионате СССР или, скажем, "серебро" Литвы в европейском первенстве 1999 года?
- Ну, эти звания сравнивать нельзя. Но титул чемпиона НБА был бы, согласитесь, хорошим окончанием карьеры.
Семья - жена Ингрида, экс-"мисс Литва", четверо детей - для него это святое. Сейчас, по собственному признанию литовца, семья для него даже более святое, чем баскетбол. Даже чем "Жальгирис", который он сделал в 80-х вместе с Вальдемарасом Хомичюсом, Римасом Куртинайтисом, Сергиюсом Йовайшей сильнейшим клубом страны, прервав гегемонию ЦСКА. И в который, когда распался Союз, вложил немалые средства, позволив ему стать лучшим - теперь уже в Европе.
- В каком направлении, на ваш, ветерана, взгляд, развивается баскетбол?
- В том же, что и всегда. Игроки становятся физически мощнее, игра быстрее. Соответствовать ей все труднее и труднее. Особенно нам, старикам. Но пока еще и мы чего-то стоим.