"В 23 часа 43 минуты на пульт дежурного ГУВД Москвы поступила информация, что в одной из квартир в районе новостроек Марьино слышны шум борьбы и крики о помощи. В 23 часа 50 минут оперативная патрульная группа обнаружила два трупа хозяев квартиры. Прибывшие по просьбе сотрудников МВД родственники сообщили, что из комнат пропали ценные вещи, золото, видео- и телеаппаратура.
На месте убийства эксперт-криминалист обнаружил в спальне и в гостиной четыре следа пальцев рук. По факту убийства возбуждено уголовное дело..."
(Из оперативной сводки)
- ПОВЕРЬТЕ, с подобной картиной криминалистам приходится сталкиваться практически ежедневно, - говорит заместитель начальника отдела Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России полковник милиции Владимир Ивашков, просматривая полученное из ГУВД сообщение. - Причем самое печальное, что преступления становятся с каждым годом все более изощренными, преступники - более опытными, находчивыми. И экспертам приходится иметь дело всего лишь с одним-двумя отпечатками пальцев, да и то порой непригодными для идентификации личности.
Ухо вместо пальца
С НЕЗАПАМЯТНЫХ времен в качестве средства установления прошлой судимости преступник подвергался калечению. Оно играло двойную роль - как наказание за преступление и как способ опознания преступника. Палачом отсекалась рука или пальцы, отрезались уши, нос, выкалывался глаз. Однако этот способ делал человека нетрудоспособным и потому постепенно был заменен клеймением. В этом случае на лице, плече, спине или других местах тела выжигались определенные буквы или рисунок.
После изобретения сухой фотографической пластинки в 1871 году министерства внутренних дел ряда стран сразу же взяли ее себе на вооружение: преступников стали фотографировать для специального альбома, где снимки были расположены в алфавитном порядке. Спустя 8 лет французский криминалист Бертильон предложил не просто помещать в картотеку фотографии преступников, но и записывать в карточках размеры различных частей их тела. Подобная регистрация включала измерение роста, длины рук, длины и ширины головы, ушной раковины, кисти рук и стопы ноги, длины предплечья, плеча, пальцев рук и ног и т. п.
О таком понятии, как дактилоскопия (слияние двух греческих слов "daktylos" - палец и "skopeo" - смотрю), впервые сказал в 1877 году работавший в Индии служащий британской администрации Вильям Гершель. Он установил, что на протяжении 19 лет его изучения папиллярных узоров на руке изменения рисунка не происходило. Причем именно он впервые сказал и о том, что папиллярные узоры разных людей отличаются между собой по особенностям строения. Однако английская полиция положила этот способ определения преступников "под сукно". И только лишь в конце XIX века служащий аргентинской полиции Жуан Вучетич самостоятельно разработал классификацию папиллярных узоров и предложил свою дактилоскопическую формулу. Именно ему, еще задолго до европейских криминалистов, принадлежит мысль о дактилоскопической регистрации всего населения планеты и создании межконтинентального бюро идентификации, чтобы опознавать по отпечаткам пальцев преступников и трупы неизвестных, погибших в результате катастроф и несчастных случаев.
Группы риска
- На Западе уже давно выявлены так называемые "группы риска", условия "сдачи" отпечатков пальцев которых просто необходимы при заключении контракта, - вступает в разговор старший эксперт отдела ЭКЦ МВД РФ подполковник милиции Татьяна Рыжова. - - Это в первую очередь военнослужащие, летчики, водители и, конечно же, журналисты. И этот список можно продолжать, ибо в него входят все те, чья работа сопряжена с риском для жизни.
В Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ нам объяснили, что в России тоже готовится такое законодательство, но в отличие от заграницы заведение дактилокарт на россиян будет исключительно добровольным. За исключением, естественно, людей, совершивших преступления.
Впервые дактилоскопия в России применена в 1912 году в Петербурге и была связана с раскрытием убийства провизора Вайсброда. Правоохранительные органы задержали двоих подозреваемых, но они полностью отрицали свою причастность к преступлению, к тому же их алиби подтверждали четыре свидетеля. В качестве последнего доказательства в суде фигурировал след пальца, обнаруженный на месте происшествия. По заключению эксперта Лебедева, этот след был образован большим пальцем левой руки одного из подозреваемых. На фотографиях следа и отпечатка эксперт отметил совпадение 30 особенностей строения папиллярного узора. Результат экспертизы был настолько шокирующим, что подозреваемые были признаны виновными и спустя некоторое время сами сознались в убийстве.
Судебная криминалистика не стояла на месте и развивалась. Усовершенствовав классификацию папиллярных узоров в конце XIX века, выделили пять из них: простые дуги; дуги, подобные ели; радиальные петли, обращенные ножками в сторону большого пальца; ульна-петли, обращенные в сторону мизинца; завихрения. Сегодня, в конце ХХ века, криминалисты используют три типа папиллярных узоров, такие как: петлевые узоры, завитки и дуги.
Роковое совпадение
- СОВПАДЕНИЕ папиллярных узоров в следе и отпечатке - стопроцентное доказательство вины подозреваемого, - поясняет эксперт отдела старший лейтенант милиции Юрий Буданов, - но дело в том, что до появления в отделе автоматизированных дактилоскопических информационных систем "Сонда плюс" огромные массивы дактилокарт мы должны были "перелопачивать" вручную. Представьте, что в картотеках экспертов хранятся десятки миллионов отпечатков. Самые же современные наши компьютеры пока работают с несколькими десятками тысяч. Остается лишь мечтать о дальнейшем техническом совершенстве компьютеров и поисковых качеств отечественных АДИС.
...Кстати, те четыре следа пальцев рук, изъятые с места убийства семьи в районе новостройки, о которых сообщалось в сводке МВД, в отделе ЭКЦ были идентифицированы. Один из них принадлежал родственнику, два - соседям. Владельцем последнего оказался дважды судимый Сергей С. по кличке Ворона. Результаты экспертизы переданы следствию. Преступник объявлен в федеральный розыск.