Примерное время чтения: 5 минут
195

А ведь Чапаев не утонул!

ЛЮДСКАЯ молва немало нафантазировала про героя Гражданской войны Василия Чапаева. Народные байки рисуют его чуть ли не сексуальным гигантом, былинным богатырем, любителем выпить, полуграмотным, которому почему-то везет в самых сложных жизненных ситуациях.

В одной из таких баек звонит ординарец Василия Ивановича Петька домой Анке-пулеметчице.

- Анка! В штаб кино привезли! Приходи скорее!

- Что ты, Петя, не пойду. Мне и надеть-то нечего.

Прибегает Петька домой.

- Анка! Ну как это тебе нечего надеть!

Подбегает к шкафу, распахивает его, считает платья.

- Раз платье, два платья, здравствуйте, Василий Иванович, три платья, четыре платья. А ты, Анка, говоришь, что у тебя платьев нет!

Или еще, в таком же духе.

Прибегает Петька в штаб.

- Василий Иванович! Анка-пулеметчица двойню родила!

- Иди ты!

- Иди ты! Я своего уже забрал.

Между тем в жизни Чапаева все было с точностью до наоборот. Во время Первой мировой войны получил он на фронте письмо, в котором ему сообщали, что жена его Пелагея живет с кондуктором. Бросился он домой. Хотел поначалу дать неверной Пелагее от ворот поворот. Да оттаял сердцем, простил ее, не захотел детей сиротить. Только уехал на фронт, как Палашка снова за прежнее принялась.

В одном из боев его друга Петра Камишкерцева смертельно ранило. Умирал он на руках Чапаева и попросил помочь супруге и детям. Василий Иванович слово сдержал, посылал деньги семье боевого товарища, якобы от него самого. Да так по жизни получилось, что оказался он в деревне, где и жила семья Петра. Его жене, тоже Пелагее, Василий Иванович рассказал всю правду. Начали они, казалось бы, счастливую семейную жизнь. Но впоследствии и эта Пелагея сошлась с любовником.

Чапаев был человеком обычных физических данных, худощавым, среднего роста. В байках его изображают порой этаким Иванушкой-дурачком. Как, например, в следующей.

Вызвали его на учебу в военную академию в Москву. Предупредили: с вокзала в академию надо ехать 784-м автобусом. Наступил день, когда он должен был уже прибыть, а в академии его все нет. Направили посыльных. Один из них и нашел Чапаева на автобусной остановке.

- Василий Иванович! Мы вас уже целый день ждем! Что случилось?

- Так сказали же 784-м автобусом приехать,

а пока только 500-й проехал.

Дураком он не был. Иначе не одерживал бы победы над академически образованными офицерами белой гвардии, имевшими к тому же боевой опыт Первой мировой войны. Ему, несомненно, были присущи военный талант, энергичность, сильная воля, быстрота, смелость. За геройство и отвагу награжден медалью и четырьмя георгиевскими крестами. То есть был полным георгиевским кавалером - героем России. Командиры заметили его смекалку, умение руководить. Чапаева произвели в офицеры. После 1917 года он командовал Особой Александро-Гайской бригадой, 25-й стрелковой дивизией, успешно действовавшей в Бугурусланской, Белебеевской, Уфимской операциях во время контрнаступления Восточного фронта Красной Армии против войск адмирала Колчака, освободившей Уральск. В декабре 1918 г. его направили на учебу в Академию генерального штаба. Но обстановка на фронте обострилась, и он вернулся в действующую армию.

Неграмотным его тоже нельзя было назвать. Родственники определили его в духовную семинарию, которая давала не только хорошее специальное, но и общее образование. Правда, окончить ее ему не удалось. Напроказил, и его за это в карцер поместили. Он оттуда сбежал и решил, что в семинарию не вернется. Но всю жизнь для него были святы православные Церковь и вера. Не был он и любителем выпить, каким его изображают в следующей байке.

Белые наступают, теснят части Чапаева. Идет бой, а Василий Иванович с Петькой в хате пьют стакан за стаканом так, что уже взгляд мутнеет.

- Петька! Выгляни! Где белые?

- Уже на окраине села.

- Садись! Наливай.

Между тем белые уже хату окружают.

- Ну-ка, еще посмотри!

- Н-не, н-ничего не вижу.

- Дай-ка сам!

Выглядывает в окно, за которым уже белые со штыками наперевес стоят.

- Нич-чего не вижу. Ну, Петька, здор-рово мы с тобой от беляков замаскировались!

Очевидцы свидетельствовали, что, как только чапаевцы входили в населенные пункты, по распоряжению Василия Ивановича закрывались все заведения, торговавшие выпивкой. За невыполнение этого его приказа следовал расстрел. Дисциплина в его частях тоже помогала побеждать. И не отсутствие ее сыграло роковую роль в его судьбе. С конца августа 1919 г. штаб дивизии размещался в Лбищенске. В ночь с 4 на 5 сентября белые внезапно вошли в этот городок, в котором, кроме чапаевского штаба, войск почти не имелось. Тем не менее все, кто был с Василием Ивановичем, приняли бой. Когда кончились боеприпасы, Чапаев приказал отходить за реку Урал. Есть версия, будто местопребывание комдива выдала любовнику-белогвардейцу вторая Пелагея. А сама, мол, после этого с ума сошла. Василий Иванович был ранен. Но он не утонул, переплывая Урал. Это только в фильме "Чапаев" так. Его переправили на плоту на противоположный берег, где он и скончался. Похоронили Василия Ивановича там же. Со временем непокорный Урал изменил направление своего течения. Как предполагают, река протекает именно там, где была его могила.

А в народе его продолжают любить и сочинять о нем самые необыкновенные истории. Так он и обрел бессмертие.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно