Московские страховые компании получили оценку своей деятельности
Проблема выбора страховой компании - одна из наиболее насущных проблем, встающих перед страхователем. Перед покупкой того или иного полиса российский обыватель проходит мучительный путь, взвешивая все "за" и "против". Наконец доводы разума побеждают, и решение о покупке полиса принимается. Однако встает еще один вопрос, более сложный: в какую страховую компанию пойти, чтобы получить реальную страховую защиту, не беспокоясь о том, что в какой-то момент компания бесследно исчезнет. В настоящее время в нашей стране практически отсутствует общедоступная информация о страховании, которой могли бы доверять россияне. Выбор большинства российских страхователей определяется на основе репутации компании, ее имиджа и откликов, полученных от знакомых. Но, даже после того как полис уже куплен, вопрос о надежности выбранной компании остается.
Все эти вопросы закономерны. Большинство компаний готовы к ответам на них. На сайтах компаний вывешиваются основные финансовые показатели компании и итоги ее деятельности, список учредителей и крупнейших клиентов, примеры крупных выплат, места в списках, ранжированных по различным видам страхования. Страховые агенты "подкованы" и могут осветить любые аспекты деятельности компании, напирая, правда, при этом именно на финансовые показатели. А ведь далеко не все потенциальные клиенты страховых компаний сильны в финансовом анализе, многие из них вообще слабо себе представляют механизмы работы страховщика.
В этом смысле россияне могут лишь завидовать зарубежным страхователям, ориентирующимся при выборе страховой компании на общепринятые рейтинги, построенные на основе тщательного анализа финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика. В экономически развитых странах всю работу по анализу финансовых и нефинансовых показателей деятельности компании выполняют специализированные рейтинговые агентства.
Однако российский страховой рынок приближается к мировым стандартам ведения бизнеса, многие страховые компании начинают осознавать необходимость некой независимой оценки своей деятельности.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" разработало методику присвоения рейтинга компаниям - операторам российского страхового рынка. Основное отличие методики от международных аналогов заключается в том, что шкала оценок ориентирована на Россию и отечественные реалии.
Методика, разработанная рейтинговым агентством "Эксперт РА", предполагает исследование финансовых потоков компании, ее инвестиционной и перестраховочной политики, результатов деятельности в различных видах страхования. В зависимости от уровней платежеспособности и финансовой устойчивости компании может быть присвоен рейтинг от А1 - наивысший уровень надежности до D - неудовлетворительный уровень платежеспособности, который означает, что либо компания не обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств, либо существует очень высокая вероятность того, что она их не сможет выполнить в ближайшем будущем.
На сегодняшний день процедуру получения рейтинга проходят первые пять компаний: Военно-страховая компания, Восточно-европейское страховое агентство, Группа "Прогресс", РЕСО-Гарантия и РОСНО. Планируется, что до конца 2001 г. рейтинг будет выставлен нескольким десяткам российских компаний, предлагающих свои услуги в классическом страховании. Таким образом, вскоре страхователи смогут оценивать надежность страховщиков, опираясь не только на публикации в прессе и рекомендации знакомых, но и на оценки профессионалов.