Примерное время чтения: 4 минуты
357

Олег Борисов: дневник сердитого индивидуалиста

Часто бывает, что в компании возникает разговор: кого из наших артистов можно считать лучшими. Называют иногда десятки имен, в конце концов сходятся в общем мнении. А в самом конце разговора вдруг кто-то называет еще одно-два упущенных имени. И все соглашаются: о, да!.. В числе этих, вначале не упомянутых, артистов очень часто звучит имя Олега Борисова.

Он умер восемь лет назад, 28 апреля 1994 года, всего в 65-летнем возрасте, оставив после себя десятки отличных актерских работ в театре и кино. И еще он оставил дневник, который, с присущей ему добросовестностью, вел два десятилетия. Последняя запись в дневнике была сделана за две недели до смерти артиста. Но об этом интересном документе мы расскажем чуть позже.

Родился Борисов в 1929 году, детство провел в ярославской Карабихе, где его отец был директором техникума. Во время войны, совсем мальчишкой, будущий актер работал на сенокосилке, на тракторе, трудился на лесоповале. Окончив после войны Школу-студию МХАТа, Борисов поступил в Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки. Почти сразу публика отметила и полюбила актера за яркое комедийное и сатирическое дарование. В начале 60-х годов вышла кинокомедия "За двумя зайцами", где Борисов блестяще сыграл мелкого прохвоста - свою первую заметную роль на экране. Тут его заприметили и кинозрители всей страны.

В конце 40-х из-за пресловутой "борьбы с космополитизмом" ему пришлось сменить свое имя Альберт на более привычное - Олег. Позже в дневнике артист набрасывает контуры другой судьбы для себя: "Albert Borisoff (тут бы пригодилось мое настоящее имя) родился в ХIХ веке, в имении под Парижем". Он не любил свое время, не любил нравы своей эпохи: "Сегодня ехал от дачи до театра на электричке. На любой станции - свалки мусора: обертки, бутылки. Расписание поездов в свастике. Удивительная нация, гадящая себе же под ноги. Если б разрешили открыть свое дело, сделал бы заводик по переработке мусора. Был бы процветающим человеком".

С 1963 года Олег Борисов стал актером БДТ - ленинградского Большого драматического театра. Здесь он сыграл массу значительных ролей, окончательно стал знаменитостью, получил признание критики и даже власти. Однако сам он оставался вечно недовольным - и творчески, и чисто человечески. В театре его считали высокомерным: он сторонился актерских интриг и попоек, предпочитая одиночество. Наверное, поэтому один из его коллег так злобно отозвался о Борисове: "Человек - дерьмо, а артист хороший". Но эта характеристика несправедлива. Когда Борисову пришлось играть в спектакле "Три мешка сорной пшеницы" вместе с настоящей собакой, то именно он приезжал в театр рано утром, чтобы покормить и выгулять четвероногого артиста. Были у него и близкие друзья - актеры Павел Луспекаев и Ефим Копелян, писатель Виктор Некрасов.

Конечно, театр - дело коллективное, и человек с характером индивидуалиста приживается там плохо. Вот и Олег Борисов после двадцати лет работы в БДТ перебирается в Москву - в МХАТ к Олегу Ефремову. Поначалу все идет прекрасно: Борисов играет центральные роли, его работа в спектакле "Кроткая" по Ф. Достоевскому будоражит театральную Москву. Затем идут годы, когда у блестящего актера в театре фактически нет достойных его ролей. И только кино и телевидение предоставляют интересных героев: Рафферти в одноименном телефильме о судьбе американского профсоюзного босса, Версилов в телесериале "Подросток" по роману Достоевского, маньяк-изобретатель Гарин в телефильме "Крах инженера Гарина", пират Сильвер в "Острове сокровищ", серьезные роли в картинах Вадима Абдрашитова и Алексея Германа...

В конце концов Олег Борисов оставил МХАТ и перешел в Центральный театр Советской Армии, где сыграл бенефис - главную роль в спектакле "Павел I" о трагической личности русского императора. Это был пик актерского мастерства Олега Борисова, вершина его творчества. Некоторое время затем он пытался создать собственный антрепризный театр, но тяжелая болезнь постоянно гнала его на больничную койку и доконала окончательно.

Незадолго до смерти он сказал своему сыну о дневнике: "Когда меня не станет, не спеши это публиковать. Пройдет энное количество лет, и ты увидишь, что устарело". Дневники актера вышли в свет пока не в полном объеме. Слишком откровенно и зло отзывается в них Олег Борисов о многих известных людях, живущих поныне. Но даже в усеченном виде они так же интересны, как и замечательные роли, сыгранные великим русским артистом Олегом Ивановичем Борисовым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно