Этой весной британский Интернет-провайдер Telewest Broadband выпустит на рынок устройство, которое будет добавлять к электронному сообщению различные запахи. Это устройство называется "Ароматический купол" (Scent Dome).Отправитель добавляет к своему сообщению специальные электронные метки, которые считываются компьютером получателя при открытии письма и служат сигналом для регенерации того или иного запаха. Пока что сменный картридж "купола" может создать только 60 ароматов, но в дальнейшем их будет около 2 тысяч. К услугам "купола" будут прибегать различные производители, например, хлебобулочных изделий, чтобы ароматом свежей выпечки привлечь внимание к информации о своем товаре. Не говоря уже о романтических запахах, которые могут сопровождать переписку влюбленных.
Никто до сих пор не может точно объяснить, почему и как человек различает до четырех тысяч запахов, а некоторые натренированные "нюхачи" - до десяти тысяч. Простую, как все гениальное, теорию по этому поводу разработал британский ученый Джон Эймур. Согласно этой теории все запахи - это присутствие в атмосфере молекул летучих веществ, обладающих самой разной выпуклой формой. А наши обонятельные рецепторы имеют впадины, так же различающиеся по конфигурации. Когда молекула точно подходит по форме к рецептору, мы воспринимаем определенный запах. Например, мятным запахом обладают молекулы клинообразной формы, за эфирный запах отвечают палочковидные молекулы, а многие цветочные ароматы - это дискообразные молекулы с гибким хвостиком. Эймур научился синтезировать молекулы определенной формы, и все состоящие из них вещества действительно обладали предсказанным запахом.
Но существует огромный класс веществ - синильная кислота, озон, сероводород и др., - состоящих из очень маленьких молекул, которые могут подойти к любому рецептору, но при этом пахнут совершенно определенным образом. Теорию Эймура всячески критиковали и высмеивали коллеги, но ничего взамен не предлагали. И вот в конце 90-х молодой биофизик Лука Тьюрин, соотечественник Эймура, выдвинул свою концепцию механизма восприятия запахов. Он заявил, что каждый аромат определяется частотой колебаний межатомных связей в молекулах, на которые нос и реагирует. Но то, как наш мозг может без путаницы "считывать" сотни тысяч колебательных частот, ежесекундно поступающих в него после вдохов и выдохов, Тьюрин не объяснил.
Вы скажете: ученые вечно спорят о своем, а нам-то что? Но на самом деле это всех касается. Ведь после того, как выявят механизм запахов, им можно будет в полной мере управлять. Знаете ли вы, что любой постоянный запах, даже самый приятный, например, исходящий от "Красного Октября", рано или поздно начнет действовать на нервы человеку, живущему поблизости? И психологический дискомфорт будет очень серьезный. Проблема еще в том, что зачастую фабрики выбрасывают в атмосферу вещества безвредные и не имеющие запаха, но, соединяясь с другими веществами, они начинают пахнуть интенсивно и часто неприятно. Оказывается для Москвы существуют даже нормы интенсивности запахов, разработанные Минздравом. Так что дело это не шуточное и всех касающееся.
Интересно, что информация о запахах анализируется именно в том отделе головного мозга, который отвечает за эмоции и настроение. На основании этого факта находчивый сотрудник Чикагского центра исследований вкусовых и обонятельных рецепторов Алан Хирш решил связать хорошие эмоции и запах. В магазинах фирмы "Найк" ему разрешили попрыскать слабым ароматом стены одного из залов. Потрясающе, но именно в нем весь товар тут же скупили, а Хиршем заинтересовались другие крупные фирмы и производители. Теперь он называет себя "Жак Ив Кусто носа" и подбирает запахи под конкретного человека, как диетологи - продукты, чтобы его клиент или похудел, или вышел из депрессии.
Человек считает, что он приручил запахи. Врачи диагностируют по ним болезни, например, шизофрению, парфюмеры создают все новые композиции пахучих веществ, составом с неприятным запахом опрыскивают елки в Сибири, чтобы уберечь их от браконьеров. Но это все сущая ерунда по сравнению с огромным душистым миром вокруг нас, который как был, так и остается непознанным и неуправляемым, и поэтому таким притягательным.