Примерное время чтения: 4 минуты
166

Шахматная партия с духом

В 1956 году в Львове проходил чемпионат СССР по шахматам. В числе участников был ленинградский гроссмейстер Андрей Михайлович Батуев. Приехав в город, он с товарищем из сборной команды Ленинграда отправился погулять. По пути им встретился большой рекламный щит со множеством объявлений, из которых одно бросилось им в глаза: "Прорицательница и ясновидящая Мерседес Рохано предсказывает судьбу и вызывает духи умерших".

Делать до следующего дня друзьям было нечего, и они решили сходить к шарлатанке и вывести ее на чистую воду. По указанному адресу их встретила секретарша госпожи Рохано. "Мы хотели бы пообщаться с духом одного хорошо известного нам человека", - неожиданно для своего товарища сказал Батуев. "Думаю, госпожа Рохано поможет вам в этом, - заверила его секретарша. - Это будет стоить 200 рублей".

Шахматисты заплатили, и секретарша провела их на второй этаж шикарного особняка. Мерседес Рохано была одета в длинное черное платье, контрастирующее с ее очень бледным, каким-то нездешним лицом. "Мадам, - вежливо обратился к ней Батуев. - Мне хотелось бы сыграть партию в шахматы с духом великого кубинского шахматиста, чемпиона мира по шахматам Хосе Раулем Капабланкой!" Такая странная просьба ничуть не смутила прорицательницу. Она предложила Батуеву занять место в кресле за столиком, а его другу присесть на диване. После этого она колокольчиком вызвала секретаршу и попросила принести шахматы и расставить фигуры.

После этого мадам опустилась в кресло, стоящее рядом. "Милорд, - сказала она Батуеву, - сейчас я вызову дух Капабланки, и вы сможете начать партию. Приготовьтесь". Глаза госпожи Рохано закрылись, и по мере того, как женщина погружалась в транс, ее кресло отклонялось назад, пока не заняло горизонтальное положение. Почти лежа, Мерседес произнесла глухим голосом: "Хосе Рауль Капабланка, отзовитесь через миры, разделяющие нас! Вы слышите меня, маэстро?"

Ощущение чего-то необычного постепенно усиливалось. Воздух как бы сгущался, понемногу обретая очертания человеческой фигуры. Но разглядеть лицо было невозможно. Неожиданно раздался мужской голос, сказавший по-русски: "Я слышу вас, мадам". "Маэстро, - спокойно заговорила Мерседес, - господин, сидящий напротив вас, желал бы сразиться с вами за шахматной доской. Согласны ли вы принять его предложение?" - "Мой противник - профессионал?" - спросила тень. Батуев отрицательно покачал головой. "Нет, он любитель", - ответила госпожа Рохано. Наступила пауза. Вероятно, дух раздумывал, стоит ли ему сражаться с любителем. Наконец, раздался голос: "Хорошо, я согласен. Но давайте уравняем наши шансы: я буду играть без ферзя! Пожалуйста, уберите с доски белого ферзя". Батуев стал возражать: "Я хочу играть с вами на равных!" - "Ну что же, на равных, так на равных", - согласился дух и сделал первый ход.

Андрей Михайлович Батурин был сильным мастером и успешно выступал на многих крупных шахматных турнирах. Он, по всей видимости, не сомневался, что выиграет эту партию у "проходимца". Но не тут-то было! Призрак начал активную атаку на королевском фланге и мобилизовал в этом направлении все силы. Внезапно он хитро пожертвовал коня, а затем и ладью. Через некоторое время ситуация обострилась: уже через несколько ходов просматривался неотвратимый мат черным! Несмотря на всю необычность ситуации, друг Батуева сумел записать все ходы этой невероятной партии.

Потрясенный Батуев несколько минут смотрел на доску, не в силах поверить в случившееся. Затем машинально по привычке протянул руку сопернику, чтобы поздравить его с победой. Призрак усмехнулся, не подав руки: "Вы ввели меня в заблуждение. Вы не любитель, а настоящий профессионал, причем очень высокого класса. Рад был встретиться с вами. Прощайте!"

Снова заструился голубоватый туман, фигура призрака заколебалась и растворилась в воздухе. Ошарашенные происшедшим, шахматисты торопливо поблагодарили хозяйку и поспешили уйти.

В дальнейшем, рассказывая об этом событии, Андрей Михайлович признавался, что ему не приходилось встречаться за шахматной доской с таким сильным противником. Вернувшись в Ленинград, друзья пересмотрели всю шахматную литературу, посвященную творческому наследию Капабланки. И к немалому своему удивлению обнаружили, что во многих своих партиях он играл точно такое же начало, как и во время спиритического сеанса во Львове.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно