Многочисленная аудитория узнала об этой команде только сейчас, хотя "Мельница" существует и успешно дает концерты уже шесть лет. Попав в хит-парад "Чартова Дюжина" радиостанции "Наше радио", их композиция "Ночная кобыла" оказалась на первом месте и долгое время не сдавала позиций. Последний альбом "Перевал" какое-то время находился в лидерах продаж во многих интернет-магазинах. Концерты коллектива проходят при переполненных залах. С чем связан такой успех? Может, это продолжение волны толкиенизма в России, или же люди просто устали от суеты и проблем современности и мысленно желают очутиться в прошлом, в истории, в сказке? Даже после беседы с Хелависой (Наталья О'Шей), Алексеем "Чусом" Сапковым и Александром "Гренделем" Степановым (участники "Мельницы") для меня этот вопрос остался открытым, хотя, наверное, у многих ответ на него уже есть, но у каждого свой.
- Хелависа, по образованию ты - филолог. Где именно ты училась?
Хелависа: - Московский Государственный Университет. Филологический факультет.
- Когда-то ты участвовала в толкиенистских ролевых играх...
Хелависа: - Я была в толкиенистской тусовке. Когда еще училась в последних классах школы и на первых курсах МГУ, я ездила на хоббитские игры два раза. В 95-м и 97-м годах.
- А сейчас проходят такие турниры?
Хелависа: - Это не турниры, это ролевые игры. Турниры - это историческая реконструкция, совсем другая вещь. Исторической реконструкцией я тоже очень долго занималась. И сейчас, конечно, проходят турниры, чемпионаты, фестивали. Например, в России есть "Федерация исторического фехтования". И ролевые игры сейчас тоже проходят. Я даже знаю людей, которые до сих пор ездят на такие хоббитские "слеты".
- С ростом популярности, помимо поклонников, часто появляются и недоброжелатели. Как вы воспринимаете критику в ваш адрес?
Хелависа: - Смотря какая критика. Если критика конструктивная, если приходит человек и говорит: "Я считаю, что в данном случае гитара крайне некачественная, и не понимаю, почему все от этого так "прутся". Вот это, действительно, очень хорошая критика, и тогда мы подумаем: "А действительно, что с гитарой?" А если говорят, что "флейтист ваш играть не умеет", то это не критика, это хамство.
- Последний альбом получился довольно "тяжелым". Можете прокомментировать этот факт?
Хелависа: - Такова была концепция альбома. Разница между первым и вторым альбомом только концептуальная. Мы хотели, чтобы в первый альбом вошли именно "легкие" песни, "воздушные", "светлые", а когда начали подбирать песни для второго альбома, стало понятно, скажем, что там будет "Прялка", "Ночная кобыла", и эти две песни сразу определили, каким будет альбом в целом.
- Поклонники группы уже давно были обеспокоены слухом о том, что Хелависа будет писать докторскую диссертацию в Ирландии и поэтому в течение нескольких лет не сможет выступать с группой. Пожалуйста, проясните эту ситуацию.
Хелависа: - Я хочу сказать, что докторская диссертация - это не раковая опухоль и даже не беременность. Так что я совершенно не понимаю, если я буду писать докторскую диссертацию, почему я должна прекращать выступления? Более того, по ходу выступлений группы "Мельница" я успешно написала и защитила кандидатскую диссертацию. Разницы между этими двумя диссертациями, честно говоря, нет (улыбается).
- Многие ваши слушатели жалуются на звучание концертов в тех или иных клубах и на некоторых площадках. Часто ли возникают проблемы со звуком?
Хелависа: - Это зависит от места. Мы знаем, скажем, что в СДК МАИ звук неидеальный, и пытаемся как-то с этим справляться. Вот, например, ездили в Нижний Новгород, там был абсолютно великолепный звук. К сожалению, у нас такой состав, полуакустический, что нам по определению сложно бороться со звуком в тех местах, где плохая акустика. Хорошо группе, скажем, "Машина времени", у них все электрическое. Да, у них много инструментов, они много что используют, но у них все с "подключкой". Сложнее людям, которые используют этнические, не самые громкие неэлектрические инструменты.
- Вам интереснее играть на фестивалях или на сольных концертах?
Хелависа: - Нам интереснее играть сольно, без сомнения. Потому что, на самом деле, фестиваль - тяжелая работа...
Алексей: - Фестиваль - это в некотором роде бардак, какие бы ни были хорошие организаторы, за исключением таких серьезных фестивалей, как "Нашествие". На "Нашествии" было легко играть, потому что было все четко организовано, там не было никаких проволочек. То есть мы сразу приехали, сразу пошли строиться, точно так же, как только наше время подошло, мы сразу же отыграли, все нормально было со звуком, с аппаратом. Очень серьезный фестиваль.
Хелависа: - Плюс еще легче настроиться на то, чтобы отыграть полную концертную программу, чем выйти на небольшое выступление на фестивале. Потому что это требует от тебя такой же отдачи. Ты не можешь играть на фестивале вполсилы. И, когда 20 минут отыграл, ты думаешь, вот-вот, надо еще что-то делать, надо выкладываться еще, а тут хопаньки, "слезай со сцены и пиво пей". Это не очень приятное ощущение.
- Хелависа, недавно в программе "Звездная смена" на радиостанции "Наше радио" ты выступала в роли ди-джея. Как тебе работа радио-ведущего?
Хелависа: - Ну, во-первых, я должна сказать, что ди-джействовать мне было невпервой. Потому что я уже занималась этим в Дублине. У меня на тамошнем русском радио была своя собственная программа об ирландской музыке. А вообще это приятная работа. Мне нравится. Приятно поделиться собственный музыкальным вкусом с людьми, и, я надеюсь, что мое ди-джейство на "Нашем радио", может быть, сломало какие-нибудь представления обо мне у поклонников (улыбается).
- На твоих сольных концертах звучат песни из творчества группы?
Хелависа: - Да. Только они звучат совершенно по-другому, чем в исполнении группы.
- А из музыкантов кто-нибудь помогает?
Хелависа: - Мне обычно помогает Грендель, наш гитарист.
В этот момент Александр "Грендель" Степанов помахал мне рукой и сказал: "Это я!".
- Хелависа, помимо "Мельницы" ты принимаешь участие в таких проектах, как группа ирландской традиционной музыки "Clann Lir" и трио арфисток "Romanesque". Где в основном можно услышать и увидеть их?
Хелависа: - Ну, во-первых, "Romanesque" прекратило свое существование, практически не успев начаться, потому что одна из наших участниц ушла. Она занимается созданием инструментов, то есть она больше мастер, чем музыкант. А вторая арфистка, Таня Струнина, влилась в "Clann Lir", что очень хорошо, так что "Clann Lir" - уникальный проект двух ирландских арф и других традиционных инструментов. "Clann Lir" можно услышать в небольших клубах Москвы. И каждый раз, когда я приезжаю в Россию (Хелависа живет и работает в Ирландии. - Прим. автора), мы играем. Также у нас есть альбом. К сожалению, он не продается в магазинах, но его можно приобрести на концертах.
- Когда-то проект "Археология" представил фотовыставку "Крым. Фолк. Археология". Алексей, говорят, что там были и твои фотоработы. Так ли это?
Алексей: - Ну, тут не рассказывать надо, а показывать (улыбается). Вот как раз организатор - Сергей Андрианов (показывает на фотографа, находившего в гримерке. - Прим. автора). Он организовывал эту фотовыставку в клубе "Форпост". На ней были представлены работы тех, кто выступал на фестивале "Археология" и тех, кто принимал участие в раскопках. В принципе было весело и интересно. Все завершилось финальным концертом-аукционом.
Грендель: - Там как раз было наше с Чусом сольное выступление. Это единственный раз, когда мы играли вдвоем (улыбается).
Алексей: - И естественно, организатор проекта "Археология" Майк Гуляев с аукциона, так сказать, "толкал" эти фотографии (улыбается). И они почти все продались.
- Хелависа, ты занималась вышиванием исторической одежды. Почему на концертах ты редко выходишь в этих костюмах?
Хелависа: - Потому что в них очень неудобно выступать на концертах. Историческая одежда, собственно, это то, в чем женщины ходили, стирали, "копошились" по дому. Разве хорошо, если я выйду на сцену в домотканой рубахе абсолютно прямого покроя? А поверх рубахи туника. Юбка скреплена двумя тяжеленными фибулами, между ними болтаются две нитки бус, на все это надето два пояса, с пояса свешиваются ножницы, ножик, кошелек и еще какая-нибудь дрянь. И во всем этом петь можно только песню "Издалека долго течет река Волга", наверное. Но нашу музыку в этой одежде точно нельзя петь. Тогда на сцене надо ходить медленно и печально, либо просто стоять. Более того, мы не исполняем историческую музыку.
- Но ведь это так называемый перфоманс...
Алексей: - Конечно, это интересно выглядит, но это не то, что нам надо.
Хелависа: - Есть группы, которые исполняют музыку, соответствующую исторической реконструкции. Например, Drolls из Петрозаводска. Вот они играют на военно-исторических фестивалях и как раз исполняют музыку соответствующей эпохи. Мы делаем совершенно другое. Зачем нам надевать на себя что-то, что для музыки нашей неестественно?
- Какое у вас мнение по поводу будущего фолк-культуры в России.
Хелависа: - Насчет фолк-культуры говорить не буду...
Алексей: - Это слишком общее понятие...
Хелависа: - Общее и трудное. В некоторых аспектах не понятно, что относить, а что не относить к этой фолк-культуре.
Алексей: - Просто фолк достаточно разнообразен. Он всегда в России был и всегда будет, но вопрос в том, что из этого будет популярным, а что не будет. Правильнее каждый раз рассматривать отдельный проект, будет ли этот проект или группа популярной или нет, будут ли им заниматься продюсеры и издательские компании.
Хелависа: - Нам хотелось бы верить, что мы делаем для будущего российской музыки что-то полезное. Но мы не знаем, делаем ли мы сейчас это на самом деле. Будущее покажет.
- Какие творческие планы у группы и лично у вас?
Алексей: - Песни новые писать. Альбомы новые делать.
Хелависа: - Опять же, творческие планы, о них сложно сказать. Но можно сказать о том, что мы делаем. Из нас прет креатив, и у нас сейчас очень-очень креативный момент в связи с переменой состава, с изменением звучания, очень интересно работать. И вот я сейчас пишу по песне в месяц, что для меня очень много. Но, соответственно, я не знаю, какого рода песню я напишу следующую. То есть недавно вдруг получилась песня в стиле регги, которого никто, можно сказать, не ждал. Так что о творческих планах говорить трудно, потому что мы делаем то, что получается, что кажется правильным в данный момент. Но мы думаем, что в этом году альбом какой-нибудь у нас получится.
- Что бы вы хотели пожелать читателям газеты "АиФ. Я хочу все узнать!"?
Хелависа: - Я бы хотела пожелать, в первую очередь, как раз любознательности и незашоренности. Стараться не выносить свое собственное жесткое суждение обо всем и сразу. А также стараться делать что-нибудь свое, быть креативными и при этом быть проще. Нужно просто радоваться жизни и на своем креативе не зацикливаться, не зашориваться, не звездить. Делать все интересно и оставаться нормальными людьми.
Смотрите также: