В нынешнее время очень мало музыкантов, которые вносят что-то новое в культуру музыкальную, отчасти театральную. Именно эта команда впервые в России представила творчество Тома Уэйтса, добавила в это направление немного своего. Контрабас, гитара, аккордеон, саксофон, вокал - хрипловатый, но приятный, трагикомические лирические кабацко-уличные песни: по этим основным признакам можно узнать этот коллектив. Когда-то их называли "клубным открытием". Сейчас они - уже завсегдатаи клубной сцены. Но на этом не останавливаются. У группы Billy's Band (Билли Новик, Антон Матезиус, Андрей Рыжик и Михаил Жидких) своеобразный и неповторимый образ бродячего, "запойного", "оборванного" коллектива музыкантов, которые по разным причинам оказались "на дне", в нищете. Пять выпущенных альбомов дают широкое представление о творчестве группы. "Being Tom Waits" - полностью англоязычный, состоящий из кавер-версий песен Тома Уэйтса и монологов Билли Новика, максимально приближен к "уэйтсовскому уличному блюзу". 16 сентября в московском клубе "Апельсин" состоялось знаменательное событие для Billy's Band и поклонников их музыки - был презентован очередной сингл.
- Вы когда-нибудь общались, встречались с Томом Уэйтсом лично?
Билли: Нет. Видели издалека. Скажем, с третьего балкона видели, как он выступал на сцене - были на его концерте в 2004 году, а лично не общались.
- В планах группы поездка в Америку, в Калифорнию не заедете? Может, он и концерт ваш посетит...
Билли: Мы уже были в Калифорнии, но в этот раз уж нет. Я думаю, он - самодостаточный человек, ему всего в жизни хватает. Тем более, нет никакой особой визуальной рекламы, в том числе и расклеенных афиш. Поэтому наши концерты рассчитаны, в основном, на русских людей.
- Как вы думаете, встреча с ним смогла бы вдохновить вас на что-то новое?
Билли: Я думаю, встреча с любым великим человеком может вдохновить. Правда, считается, что после встречи с кумиром наступает некое разочарование, нечто, не очень вдохновляющее. Особенно сильно встречи с Томом Уэйтсом мы не ищем, но если ей суждено произойти, я был бы рад.
- Многие утверждают, что вы просто копируете Тома Уэйтса; иные, наоборот, восхищены тем, что вы исполняете песни их кумира. Прокомментируйте, пожалуйста, эти заявления.
Билли: Уэйтс - мой учитель. Так же, как и Depeche Mode, Армстронг и Nirvana. Просто первый наш демо-диск назывался "Быть Томом Уэйтсом", чтобы привлечь "андеграундных" людей. Мне приятно, что меня сравнивают с таким великим человеком.
- У вас уже был опыт руководства клубом (Билли - экс-директор питерского клуба "Boom Brothers", а Рыжик - бывший арт-директор - Прим. авт.) . Какой концепции вы придерживались, на что делали главный упор для развития клуба?
Андрей Рыжик: Концепция была жесткая: денег нет, а существовать надо.
Билли: И в посещении отказывали только людям, находящимся в крайней степени алкогольного или наркотического опьянения.
- Какие музыканты выступали в клубе - известные или начинающие?
Рыжик: Музыканты, которые соглашались бесплатно играть. У нас денег тогда не было. В основном это - молодые коллективы или музыканты, уже совсем старые, чтобы к чему-либо стремиться.
- Как вы думаете, ваш стиль, определяемый вами же как "похоронный диксиленд с бесконечным хэппи-эндом", может иметь развитие, стать уже направлением музыки нескольких групп?
Билли: Думаю, слишком сложное название. Оно и у нас-то отжило. Народ любит короткие названия, например, ска или панк...
Рыжик: Поп, рок...
- А какой стиль у вас сейчас?
Билли: Сейчас такой романтический алкоджаз.
- Как вы думаете, будут ли появляться новые группы-продолжатели вашего дела?
Билли: Не знаю. Если будут - хорошо. Стиль только кажется простым, но его очень сложно воссоздать...
Рыжик: Потому что мы опираемся на множество разных источников, каждая следующая песня, которую мы делаем, уже непохожа на то, что мы делали раньше.
Билли: Вот, например, Миша Жидких, саксофонист, - артист высшей категории... Даже ему потребовалось некоторое время для того, чтобы влиться в общую концепцию нашего стиля.
- А давайте представим: звонит вам молодой музыкант, рассказывает о своей группе, представляет демо-версии песен, приближенные по стилю к вашему "романтическому алкоджазу". Согласились бы вы помогать ему/им?
Билли: Конечно! Без разницы, приближенная или не приближенная, главное - чтобы это было круто. Мне абсолютно все равно, какого стиля музыка, лишь бы она нравилась.
- Вы в основном играете втроем или вчетвером. Не пора ли созвать всех музыкантов, помогавших вам в записях последних альбомов, и играть такой большой командой (биг- бэндом)?
Билли: Мы еще не продали ни одного золотого альбома. Как продадим - сразу приурочим. А на самом деле, мы периодически приглашаем поучаствовать в крупных концертах наших старых друзей, но не всех сразу. Минимализм - наш конек.
- Вы обращали внимания на реакцию на ваши русскоязычные композиции слушателей за границей?
Билли: Обычно - отличная. Местные часто подходят и говорят, что не думали, что русский блюз возможен. Хотя интересно было бы послушать мнение тех, кто не подходил...
- А что, если перевести ваши песни на иностранный язык?
Билли: Идея давнишняя. Уже есть заготовки. Нет повода. А вообще, может, и не нужно? Посмотрим.
- "Зимний сон" и "Поезд в огне" - совершенно непохожие песни в первоначальном исполнении. Но именно на эти композиции вы сделали кавер-версии, и сделали очень оригинально. Почему выбор пал на них?
Билли: Это отличные песни, крутятся в голове. Идея каверов - вещь исключительно спонтанная. А вообще, хорошая возможность на знакомом всем материале продемонстрировать свой стиль...
- Билли, а как вам рок-н-ролл и исполнение замечательнейшего хита всех стиляг "Вася"?
Билли: Евгений Хавтан предложил мне выбрать песню самому - вот я и выбрал. Она мне всегда нравилась. Рок-н-ролл дозированно тоже нравится. Особенно оригинальный.
- С какими трудностями вы сталкивались, создавая свои оригинальные сценические образы?
Билли: Не поверите, но трудностей как раз и не было. Что с нас взять? Очень умильно наблюдать, как мало знающие нас организаторы в провинции боятся, чтоб мы не напились перед концертом и не сорвали его (кстати, такого ни разу не было, но они-то этого не знают)...
- Как насчет костюмов? Чья затея, кто подбирал?
Билли: Наша замечательная подруга, компаньон по театрализованным работам Галя Филатова из арт-трио "Пурга". Она проанализировала то, в чем мы обычно выступаем, обострила этот стиль уличных бродяг до такого, совсем непонятного вида и сшила эти рваные плащи. Мы ведь помимо клубных концертов устраиваем концерты в театре, и там, дабы не упускать "шанс театра", мы пытаемся делать различные театрализации.
- Билли, а свои контрабасы делали на заказ?
Билли: Беру, какие есть. Это как такси: какое остановится, на том и поедешь...
- А какие контрабасы вы предпочитаете?
Билли: Любые, которые звучат. Бывает, даже русские звучат...
- Говорят, что у каждого музыкального инструмента есть своя философия, идеология. Что можете сказать о контрабасах?
Билли: Контрабас - такой инструмент, который помимо басовых функций, обладает красивым звуком и красивой фигурой.
- Недавно вы сыграли на "Нашествии". Какие впечатления остались после фестиваля?
Билли: Наконец-то вроде понял идею фестиваля. Стало легче там находиться. Здорово, конечно, скорее для школьников, студентов и любителей массовых мероприятий. Я же лучше на рыбалку...
- Сценический образ группы непохож на образ в повседневной жизни. Трудно ли вам настраиваться на новые роли в системе "жизнь-сцена-жизнь"?
Билли: Безусловно, настраиваться надо, а то люди начинают запутываться. Хотя нашим слушателям, конечно, хочется верить, что человек, стоящий на сцене, такой же и в жизни. Когда у тебя есть два варианта пребывания, есть возможность жить двумя жизнями, то жизнь становится богаче (улыбается).
Рыжик: А у меня переключается какой-то тумблер, когда выхожу на сцену, и получается - как будто другой человек.
- Поделитесь творческими планами?
Билли: По крайней мере на сегодня, у нас есть план развития на год вперед. Весной мы выпускаем альбом под названием "Весеннее обострение". А следующей осенью (это самое раннее) либо весной уже 2008-го года, мы выпустим альбом, который будет называться "Чужие", где будут собраны все кавер-версии, которые мы когда-либо исполняли.
Рыжик: Исключая перепетые песни Тома Уэйтса.
Билли: Начиная с Алсу и заканчивая последними каверами.
Рыжик: Вот тогда журналисты скажут, что мы исписались и у нас кончились идеи (смеется).
- Москвичам не совсем понятно, как "отрываться по-питерски"?
Билли: Мне кажется, что это присуще именно москвичам. Не секрет, что многие жители столицы ездят в Питер на уик-энды: погулять с друзьями, повеселиться, и все в этом роде. Это, наверное, оно и есть.
- Как отдыхаете вы, и как следовало бы отдыхать вам в силу определенных возможностей? От чего устаете и утомляетесь больше всего?
Билли: От звуков музыки, играющей в отечественных кафе. Везде вместо джаза и любой другой качественной музыки играет одно и то же. Отдыхаю плохо, потому что не устаю. Следовало бы съездить на рыбалку дней на пять...
- Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты "АиФ. Я хочу все узнать!"
Билли: Много будешь знать, скоро состаришься! Тогда им еще больше узнать захочется.
Смотрите также: